Gc-helper.ru

ГК Хелпер
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Монтажные провода для лампового усилителя

Монтажные провода для лампового усилителя

(прошу изв. у модератора)

Стоит ли брать ламповые усилки (заказать на ali или собирать самому или. )
Что со звуком — действительно он натуральнее, живее. избавляет ли она от синтетических призвуков или это косяк не транзистора, а особенностей записи?
Не хотелось бы всё к цене сводить(понятно что много на звук влияет и детали и питания разводка провода и пр.) — просто ответ напр. лампа всегда лучше или хороший транзисторный будет лучше или.
По общим наблюдениям скажу что если нужен бас, то к ламповому саб транзисторный не помешает т.к. лампа не обеспечит требуемой мощности (и др. факторы).
//на данный момент для прослушивания использую файлы flac через сеть onkyo tx-nr 5009 в pure audio с внутренним цапом(пробовал внешние цапы, но решил что внутренний нисколько не хуже и внешнего источника не надо )

уваще роскошная тема

ламповый усилок с обычными колонками я бы брать не стал- он не раскроется и будет какое то гавно, для лампового усилителя нужны колонки на бумажных подвесах, у меня были от симфонии-2 вот там чувствуется весь ламповый звук там и здоровенные басовые стоят что басят так знатно и так по ламповоу что аж скучаю по тому басу

вот у меня был такой страшненький но замечетельный усилок и колонки

дополню.
Если взять одинаковый источник, провода, колонки (с достаточной чувствительностью для ламповых).
Всё правильно подключить — полярность розеток на слух (для усилителя) и не меняя для источника и пр . волшебные вещи, расстановку калонок место прослушивания и слушателя не менять, вместе с прослушиваемым материалом.
//думаю что акцент надо уделять голосу и средним-высоким частотам — если там присутствуют реальные (не электронные) .инструменты

ЕСТЬ ли такие кто в это пробовал и сказал себе (после прослушивания разных транзисторов) — да лампа это .

(прошу изв. у модератора)

Стоит ли брать ламповые усилки (заказать на ali или собирать самому или. )

Брать стоит, если Вы готовы на замену существующей акустики.
А акустика нужна в больших ящиках не менее 100 литров.
Вы себе это можете позволить?
Если можете, тогда за те деньги , что готовы потратить на Алибабе, купите самодельный, на специализированных форумах продают ребята и не так дорого. Но качество, я имею ввиду звук, будет выше на порядки.
Самому собирать,это конечно интересно, но денег потратите и времени уйму.

Что со звуком — действительно он натуральнее, живее. избавляет ли она от синтетических призвуков или это косяк не транзистора, а особенностей записи?
Не хотелось бы всё к цене сводить(понятно что много на звук влияет и детали и питания разводка провода и пр.) — просто ответ напр. лампа всегда лучше или хороший транзисторный будет лучше или.
По общим наблюдениям скажу что если нужен бас, то к ламповому саб транзисторный не помешает т.к. лампа не обеспечит требуемой мощности (и др. факторы).
//на данный момент для прослушивания использую файлы flac через сеть onkyo tx-nr 5009 в pure audio с внутренним цапом(пробовал внешние цапы, но решил что внутренний нисколько не хуже и внешнего источника не надо )

Это макет одного канала моего последнего усилителя мощности на американском 46 триоде.
Вот посмотрите габариты. Это только один канал, а еще нужен пред.

Задача слушателя — исключить из своей системы, ничего не меняя, транзисторный УС, а вместо него воткнуть лампу. Вот он и задаёт вопрос. Что будет лучше?

Для однотактного усилителя да без ос, не запаритесь рабочую точку на кривой постоянно крутить.

А чему Вы удивляетесь.
Это не просто работает.
Это мой лучший ламповый усилитель.

Откровенный бред в людские массы не несите.

Могу добавить от себя. Что такое полупроводниковые приборы знаю, учился 6 лет в Универе по спец Микроэлектроника и полупроводниковые приборы.
Транзисторы убили лампу из соображений эргономики: малый вес, меньшее потребление энергии и др. из минусов- фундаментальные понятия — шумы и др.. (основные и неосновные носители в p-n переходе, примиси).
У лампы этого недостатка нет, так как там вакуум. из минусов лампы — габариты, значительное потребление электроэнергии. А искажения есть и там и там.
Ламповый усилитель на первый взгляд прост в изготовлении, там куча нюансов в подборе элементов и материалов. И качество звучания сильно зависит от стоимости выбираемых разделительных конденсаторов в однотактном усилке.

Мне кажется все таки ламповый качественный звук более естественен и более приятен в прослушивании.
хороший ламповый усилитель стоит оооооочень дорого. так что если есть возможность — покупайте осознанно. ну или есть соответствующие знания и желание делайте сами — это намного дешевле. Мотать трансы не так сложно, тем более в инете есть сейчас вся инфа, разжеванная по кусочкам. Но мне кажется до лампового звучания надо иметь соответствующую музыкальную подготовку — это типа из темы : «НАФИГА КОЗЕ БАЯН?»////

Добавлю, на некоторые лампы производитель указал процент искажений сигнала. К примеру может доходить и до 6%, но народ лепит на них усилители и утверждает что это круто. Далее шум есть и в лампах вакуум тут не причем. А превосходство лампового усилителя на транзисторами технически и эксперементально не доказано ничем. А Вот верность воспроизведения сигналов синуса или прямоугольника и тд итп, у транзисторов на несколько порядок выше! И как результат меньше искажений входного сигнала на выходе! это лично для меня важно! И кстати муз образование имеется скажу оно не требуется для ламп!

Кстати и щас работаю и имею прямое отношение к ламповой технике!

Никто в кучу ничего не валит! Уважаемый если коф.искажений заложен производителем лампы и не хилый, это начало а уж потом ваша связка с громкоговорителем.

PS: Нет ничего в ламповом узч, даже с картонными динамиками на выходе ничего сверх-есстесственного, все это мифы и бредни отдельно взятой секты людей. и самое смешное они закончатся тогда когда кончаться последние изделия в виде лампы. ИМХО.

[quote name=’ИЛ76МД’ date=’5.2.2016, 19:56′ post=’1070001052′]
Никто в кучу ничего не валит!

Валите валите и еще раз валите.

Уважаемый если коф.искажений заложен производителем лампы и не хилый, это начало а уж потом ваша связка с громкоговорителем.

Вы о каких искажениях ведете речь. Ни у одного производителя нет такого параметра, как коэффициент искажений. Если Вы технически подготовленный человек, тогда очень плохо подготовленный человек. Попросту двоечник в вузе были.

PS: Нет ничего в ламповом узч, даже с картонными динамиками на выходе ничего сверх-есстесственного, все это мифы и бредни отдельно взятой секты людей. и самое смешное они закончатся тогда когда кончаться последние изделия в виде лампы. ИМХО.

Во первых, картонных динамиков ни когда не было.
Во вторых о мифах и бреднях могут писать только люди которые ни чего собственными руками не делали и делать не могут.
В третьих, прежде чем что либо писать, нужно самому что либо сделать в своей жизни, а потом направлять на путь истинный других.
Предлагаю закончит тему.
Каждый решает сам что ему нужно, мерседес или жигули, лампа или транзистор.

кто то тут сказал сектанты, да так оно и есть. только сектантство это для нищебродов пытающихся чего то кому то доказать изо всех сил возводя свою страсть до уровня веры а для нуворишей лишь повод вбухать немеряно бабла в очередные элитные и статусные цацки, будь то часы в деревянном ящике по цене детского сада на районе или ламповый усилок который будет включен два раза, сначала при покупке а потом при описи имущества на предмет работоспособности.
к слову инфантил всея руси, мистер айфончик и местоблюститель альфамоли есть никто иной как аудиофил, ламповый весь такой до жути, похоже и мозг у него той же производительности что ламповые компы.

кто то тут сказал сектанты, да так оно и есть. только сектантство это для нищебродов пытающихся чего то кому то доказать изо всех сил возводя свою страсть до уровня веры а для нуворишей лишь повод вбухать немеряно бабла в очередные элитные и статусные цацки, будь то часы в деревянном ящике по цене детского сада на районе или ламповый усилок который будет включен два раза, сначала при покупке а потом при описи имущества на предмет работоспособности.
к слову инфантил всея руси, мистер айфончик и местоблюститель альфамоли есть никто иной как аудиофил, ламповый весь такой до жути, похоже и мозг у него той же производительности что ламповые компы.

И к чему это Вы все написали.
Во всем мире, учеными доказано, 30% сумашедших, и что?

можно грубо на ты, ибо я в выражениях не стесняюсь.

у тебя финансовый интерес есть ламповый звук защищать, ты же ламповое создаёшь на продажу или я не прав.

я тут картошку на примусе варил, на природе. но что то не почувствовал тёплого бензинового вкуса.

если и есть ценность лампового усилителя то она заключается только в том что этот усилитель ты создашь сам своими руками и для себя.

[quote name=’нервный’ date=’5.2.2016, 22:12′ post=’1070001147′]
можно грубо на ты, ибо я в выражениях не стесняюсь.

Зачем грубо. Только на Вы, мы с Вами не знакомы.

у тебя финансовый интерес есть ламповый звук защищать, ты же ламповое создаёшь на продажу или я не прав.

Совершенно не правы, я не продал ни одного лампового усилителя, только немного не нужных, оставшихся от ранних проектов радиоэлементов.
Собственно, так люди и распускают слухи, сами что то придумают, а потом и другим в мозги втирают.

я тут картошку на примусе варил, на природе. но что то не почувствовал тёплого бензинового вкуса.

Я так же картошечку на природе варю частенько и если рядом проедет вонючий и коптящийся мерседес я почувствую запах не сгоревшего бензина.

В этом наше с Вами отличие.

Насчет, картонных динамиков я же утрирую. Смешно смотреть, как Вы пузыритесь по этому поводу, но увы спешу Вас разочаровать будучи в пионерском возрасте я достаточно пособирал этих конструкций и благополучно повзраслел, советую и Вам повзраслеть. Учился я нормально для советского студента, что несомненно позволяет мне и сейчас быть достаточно технически грамотным инженером который общается с военной аппаратурой, жаль что Вы не видели тех данных на лампы. видимо это специфика «гражданки» спишем на нее. Но пионерский Ваш кружок отстаивающий идеалы аппаратуры лежащей на помойке это смешно, я никогда не пойму тех кто готов выкладывать кучу денег за мифы я за реальность, тем более молодость прошла на стыке ламп и транзисторов. Как я уже говорил выше такие люди как вы нужны для того что бы на Вас немного подзаработать мне. Готовые платить за помойку. Я буду выгребать помойки и продавать вам! Не судите строго!

Насчет, картонных динамиков я же утрирую. Смешно смотреть, как Вы пузыритесь по этому поводу, но увы спешу Вас разочаровать будучи в пионерском возрасте я достаточно пособирал этих конструкций и благополучно повзраслел, советую и Вам повзраслеть. Учился я нормально для советского студента, что несомненно позволяет мне и сейчас быть достаточно технически грамотным инженером который общается с военной аппаратурой, жаль что Вы не видели тех данных на лампы. видимо это специфика «гражданки» спишем на нее. Но пионерский Ваш кружок отстаивающий идеалы аппаратуры лежащей на помойке это смешно, я никогда не пойму тех кто готов выкладывать кучу денег за мифы я за реальность, тем более молодость прошла на стыке ламп и транзисторов. Как я уже говорил выше такие люди как вы нужны для того что бы на Вас немного подзаработать мне. Готовые платить за помойку. Я буду выгребать помойки и продавать вам! Не судите строго!

Читать еще:  Когда выключатель с лампочкой нельзя светодиодную лампочку

Давайте без, как Вы сказали, пузырей.
В чем Ваша ошибка. Вы рассуждаете с точки зрения инженера. А я с точки зрения слушателя.
С точки зрения инженера, Вы забыли сказать только об одном, что снижение различных искажений в каскадах, как ламповых так и транзисторных происходит за счет введения обратных связей. Ни на один элемент, что транзистор, что радиолампа, производитель не указывает ни каких параметров связанных с какими либо, как Вы писали ранее, искажениями.
С точки зрения слушателя. Я нахожусь в концертном зале. Мне нужна эмоция от полученного прослушивания. От чего зависит получение тай или иной эмоции? Факторов очень много и все не перечислишь.
Теперь ближе к теме.
У меня тракт состоит из 8 деталей (не считая блока питания) — регулятор громкости + лампа (6ж43п-др) в катоде лампы резистор, в аноде межкаскадный трансформатор + лампа (46 триод) в катоде резистор и конденсатор, в аноде выходной трансформатор, все. Приведите мне пример транзисторного усилите с таким коротким трактом и отсутствием межкаскадных конденсатор в классе А.
А по поводу подзаработать на мне, так у Вас это не получится. Я писал выше, что в мире 30 % сумашедших, я себя к этой категории не отношу.
К реализации своей последней системы я прошел через собственный опыт и прекрасно знаю за что нужно платить деньги, а за что совершенно не надо.
С ув. Александр.

PS А Вам советую смотреть шире на окружающий мир.
А самый лучший усилитель , что я слышал в своей жизни был не транзисторный и не ламповый, а гибридный.
Просто Вы в своей жизни не слушали настоящих усилителей. Все что продается или делается для массового потребления практически не различимо, что транзистор, что лампа. Нужно просто шагнуть немного дальше среднего.
А для таких как Вы BBK или Sven это шедевр в технике. Почему я так говорю, да по тому что Вы кроме изделий этих фирм или им подобным ничего и не слушали.

Добавлю еще от себя, прочитав весь этот бред.

Спросите у нормальных гитаристов — какие у них комбики? у 99 % — это усилки на лампах. И спросите у них : «Почему?».

И не пишите вы весь этот бред про старье из ламп: зайдите на нормальный сайт по ламповым фирменным усилкам, посмотрите чего стоит. Думаете люди, которые в этом разбираются, стали просто так платить эти деньги? Может просто Ваши уши не слышат нюансов в звучании? Вы не понимаете или не хотите понять разность. Если было бы все так просто, то не было бы Японских, Американских фирм с мировым именем в этом вопросе.

Все ясно. Вы сходите на какой-нибудь ЖИВОЙ концерт хорошего исполнителя, послушайте. а потом сравните со своими ТТХ.
СМЕШНО.

Не говорите голословно.
Сделайте копию паспорта на какую либо лампу, где бы были указаны те или иные искажения и выложите здесь на форуме.
Вы этого не сделаете, так как этого нет в природе.
Какие либо измерения связанные с измерение искажений, то ли гармоник то ли нелинейных искажений, делаются в определенных каскадах.
На любой радиоэлемент производитель указывает только рабочие и предельно допустимые режимы.
По этому в очередной раз Вы показали свою некомпетентность как инженер.

В общем и целом согласен. Только не надо затрагивать вопросы ценообразования при производстве того или иного товара.

К чему Вы это все.
Я за Вас очень рад, что Вы имеете такое хорошее музыкальное образование.
Пока Вы не выложите здесь на форуме ттх производителей ламп, где бы были указаны искажения, для меня Вы останетесь, мягко сказать, лгуном. И ни какого музыкального образования так и технического Вы не имеете. В лучшем случае шесть классов церковно-приходской школы.
Все надо доказывать на примерах, а не голословно.

Монтажные провода для лампового усилителя

Усилители Music Angel

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустическая система Music Angel One: 20 — 100 Вт, 38 Гц — 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 — 200 Вт, 20 Гц — 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 — 250 Вт, 45 Гц — 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 — 150 Вт, 36 Гц — 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах

Приобретя определенный опыт при повторении рассмотренных ранее простых конструкций одно-, двух- и многоламповых усилителей низкой частоты с использованием отечественных радиоламп, начинающие радиолюбители могут попробовать свои силы в создании более сложной аппаратуры на импортных лампах. Для того чтобы процесс создания многокаскадного и многолампового усилителя НЧ не оказался слишком сложным, как и в случае с УНЧ на отечественных лампах, для начала предлагается собрать простую конструкцию на двух лампах. Принципиальная схема однотактного усилителя, выполненного на импортных лампах типа ЕСС83 и EL34, приведена на рис. 4.21. В зависимости от величины напряжения питания цепей анода данный усилитель может развивать мощность до 20 Вт, в тоже время его номинальная мощность составляет 5 Вт.

Рис. 4.21. Принципиальная схема однотактного усилителя низкой частоты на лампах ЕСС83 и EL34

Входной сигнал с разъема Х1 поступает на потенциометр R7, который является регулятором громкости и имеет логарифмическую характеристику (тип В). В верхнем по схеме положении движка переменного резистора R7 на вход первого усилительного каскада проходит максимальный сигнал. Через разделительный конденсатор С1, который позволяет исключить влияние регулятора громкости по постоянному току на входную цепь триодной части лампы VL1, переменное входное напряжение подается на управляющую сетку триода VL1.1, на котором выполнен каскад предварительного усиления. Этот каскад собран на одном из триодов комбинированной лампы типа ЕСС83, являющейся двойным триодом.

На управляющую сетку триода VL1.1 также поступает постоянное напряжение смещения, которое формируется на резисторе R2. Анодный ток триода VL1.1, протекая через резистор R2, обеспечивает формирование на нем падения напряжения. При этом положительный потенциал оказывается приложенным к катоду, а отрицательный – к шине корпуса. Через резистор утечки R1 отрицательный потенциал приложен и к управляющей сетке триода VL1.1. В качестве нагрузки триода VL1.1 используется резистор R3, который включен в анодную цепь. При поступлении сигнала звуковой частоты на управляющую сетку триода VL1.1 изменяется его анодный ток и, как следствие, на резисторе R3 формируется переменное напряжение, которое через разделительный конденсатор С3 подается на оконечный усилительный каскад.

Внимательный читатель, без сомнения, заметит, что в рассматриваемой схеме не соблюдается последовательность нумерации некоторых элементов. Однако этому не следует придавать особого значения. Такой подход вызван стремлением избежать путаницы при рассмотрении усовершенствований, о которых будет рассказано далее.

Через разделительный конденсатор С3, не пропускающий постоянное напряжение с анода триода VL1.1, переменное входное напряжение подается на управляющую сетку пентода VL2, на котором выполнен оконечный усилительный каскад или каскад усиления мощности. На управляющую сетку пентода через резистор утечки R4 также поступает постоянное напряжение смещения, которое формируется на резисторе R6, параллельно которому включен шунтирующий конденсатор С6. Пентод VL2 включен по ультралинейной схеме, обеспечивающей значительное снижение нелинейных искажений. По существу, это схема со своеобразной отрицательной обратной связью, которая вводится в цепь экранирующей сетки лампы VL2. Такое включение обеспечивает одновременную реализацию преимуществ пентодного (большая выходная мощность) и триодного (малое выходное сопротивление) режимов работы лампы VL2.

Экранирующая сетка пентода VL2 в рассматриваемой конструкции подключена к выводу 2 выходного трансформатора Т1. При этом число витков между выводами 2 и 3 составляет примерно 43% от общего числа витков первичной обмотки. К выводам вторичной обмотки трансформатора Т1 через разъем Х2 подключается нагрузка. Особенностью конструкции трансформатора Т1 является то, что величина сопротивления первичной обмотки должна быть равна номинальному сопротивлению нагрузки используемой лампы, точное значение которого можно найти в справочной литературе. Так, например, для лампы типа EL34 величина этого сопротивления составляет примерно 3 кОм.

Выходной трансформатор Т1 можно изготовить самостоятельно. Однако перед началом работы следует учесть следующее: если предполагается впоследствии собирать усилители низкой частоты, рассматриваемые далее в этом разделе, то желательно сразу изготовить выходной трансформатор с такими параметрами, которые позволили бы использовать его как в однотактной конструкции, так и в усилителе НЧ с двухтактным оконечным каскадом. Именно такой трансформатор изображен на принципиальной схеме рассматриваемого двухлампового усилителя (рис. 4.21). Для изготовления такого выходного трансформатора, например, на сердечнике из пластин типа М102/52 (можно попробовать пластины УШ30 с толщиной набора 45 мм) следует сначала равномерно намотать первичную обмотку (выводы 1, 2, 3, 4 и 5), содержащую 2220 витков провода ПЭЛ диаметром 0,25 мм с выводом от середины (вывод 3). Количество витков между выводами 1 и 2, а также между выводами 4 и 5 должно составлять 633 витка. При намотке первичной обмотки необходимо обеспечить строгую симметрию половин этой обмотки, разделив каркас на две одинаковые части перегородкой, параллельной боковым щечкам. Поверх каждой из частей первичной обмотки наматывается вторичная обмотка (выводы 6 и 7), содержащая 200 витков провода ПЭЛ диаметром 0,6 мм, равномерно размещенных в двух секциях. Более подробные рекомендации по расчету и изготовлению выходных трансформаторов для мощных двухтактных оконечных усилителей можно найти в специализированной литературе.

Постоянные напряжения, необходимые для питания анодов ламп VL1 и VL2, экранной сетки лампы VL2, а также переменное напряжение накала формируются источником питающих напряжений, в состав которого входят силовой трансформатор, выпрямитель и фильтр. Принципиальная схема источника питания для усилителя низкой частоты на лампах ЕСС83 и EL34 приведена на рис. 4.22. Для того чтобы избежать путаницы при монтаже деталей усилителя и блока питания на плате и универсальном шасси, при нумерации элементов источника питания к номеру каждого элемента добавлено число 100.

Читать еще:  Как изменится ток если лампа перегорит

Рис. 4.22. Принципиальная схема источника питания для усилителя низкой частоты на лампах ЕСС83 и EL34

Следует отметить, что в данной конструкции для подключения блока питания к источнику сетевого напряжения используется трехконтактная вилка, часто называемая евровилкой, которая к трансформатору Т2 подсоединяется специальным трехжильным сетевым кабелем. В таком кабеле провод в черной или коричневой изоляции подключается к фазовому проводу, а синий – к рабочему нулевому проводу. Провод в желто-зеленой изоляции обозначается как защитный проводник и используется для подсоединения к шасси с помощью специального винта с шайбой.

Сетевая или первичная обмотка I (выводы 1-2) силового трансформатора Т2 через предохранитель FU1 и выключатель SA1 подключена к сети переменного тока 220 В. При включении сетевого выключателя на вторичных обмотках II (выводы 3-4) и III (выводы 5-6) формируются необходимые переменные напряжения. Причем с понижающей обмотки III снимается переменное напряжение накала, которое подается непосредственно на соответствующие выводы ламп VL1 и VL2. С повышающей обмотки II силового трансформатора Т2 снимается переменное напряжение, из которого с помощью выпрямителя и фильтра, сглаживающего пульсации выпрямленного напряжения, формируются постоянные напряжения, необходимые для питания цепи анода лампы VL1, а также цепей анода и экранирующей сетки лампы VL2.

В блоке питания можно использовать сетевой трансформатор от любого лампового радиоприемника, на вторичной обмотке которого формируется переменное напряжение в пределах от 280 В до 310 В. Обязательным является и наличие обмотки с переменным напряжением 6,3 В, необходимым для питания цепей накала ламп VL1 и VL2. Сетевой трансформатор Т2 можно изготовить и самостоятельно. Для этого, например, на сердечнике из пластин типа Ш40 с толщиной набора 40 мм следует сначала намотать сетевую обмотку, содержащую 550 витков провода ПЭЛ 0,7. Повышающая вторичная обмотка должна содержать 829 витков провода ПЭЛ 0,25, а обмотка накала – 17 витков провода ПЭЛ 1,5.

Сборку усилителя следует начать с установки на шасси сетевого и выходного трансформаторов, ламповых панелей, панели для подключения сетевого шнура, регулятора громкости, а также входных и выходных разъемов. После этого можно приступать непосредственно к монтажу деталей.

В рассматриваемой конструкции вместо импортной лампы типа ЕСС83 можно использовать лампу отечественного производства типа 6Н2П. Однако при этом следует внести изменения в распайку ламповой панели, так как у двойного триода типа 6Н2П напряжение накала следует подавать на выводы 4 и 5, а вывод 9 является экраном и должен быть заземлен. Вместо импортной лампы типа EL34 можно использовать лампу отечественного производства типа 6П27С, которая имеет такую же цоколевку.

Как и в рассмотренных ранее конструкциях ламповых УНЧ, величины номиналов большинства примененных в данном усилителе резисторов и конденсаторов некритичны. Поэтому при подборе деталей для этой и рассмотренных далее конструкций большинство номиналов элементов может быть изменено в ту или другую сторону без заметных изменений параметров и характеристик усилителя. В то же время не следует забывать о том, что мощность рассеяния почти всех резисторов усилительной части конструкции должна быть не менее 0,5 Вт, за исключением резистора R6, мощность рассеяния которого должна составлять не менее 5 Вт.

Все конденсаторы усилителя должны быть на напряжение 400 В. Естественно, при увеличении напряжения питания должна быть увеличена и величина максимально допустимого напряжения применяемых конденсаторов. Исключение составляет конденсатор С6, который может быть на напряжение 63 В. В блоке питания конденсаторы С101 и С102 должны быть рассчитаны на напряжение не менее 630 В, а конденсатор С103 – на напряжение не менее 400 В. Возможно, определенные трудности возникнут при поиске конденсатора С103 необходимого номинала в 500 мкФ. В этом случае необходимую емкость можно получить параллельным соединением нескольких конденсаторов, например, пяти штук по 100 мкФ на соответствующее напряжение.

После установки деталей и проверки правильности монтажа следует подсоединить выводы первичной или сетевой обмотки силового трансформатора Т2 к выключателю SA1, предохранителю FU1 и к сетевому проводу, не включая вилку в розетку сети. Затем выводы обмотки накала трансформатора Т2 надо соединить изолированными монтажными проводами сечением от 0,5 мм² до 0,75 мм² с соответствующими выводами ламповых панелек. При этом один из проводов соединяется с выводами 4 и 5 ламповой панельки лампы VL1, а также с выводом 2 ламповой панельки лампы VL2. Второй провод соединяется с выводом 9 ламповой панельки лампы VL1, а также с выводом 7 ламповой панельки лампы VL2. После этого к соответствующим контактам следует подпаять резисторы R103 и R104.

Далее, не подсоединяя к схеме выпрямителя повышающую обмотку трансформатора Т2, необходимо вставить в панельки лампы VL1 и VL2, после чего подключить сетевую обмотку к электросети 220 В для проверки работоспособности цепи накала. Если нити накала ламп будут нормально светиться, то после отключения сетевого напряжения и удаления ламп из панелек можно продолжить монтаж, подключив к повышающей обмотке трансформатора Т2 детали выпрямителя, размещенные на монтажной плате. Подсоединение осуществляется изолированным проводом сечением не менее 0,35 мм². При этом особое внимание следует обратить на соблюдение полярности при подключении диодов и электролитических конденсаторов.

Затем следует подсоединить к монтажной плате остальные лепестки ламповых панелек, регулятор громкости и первичную обмотку выходного трансформатора. В последнюю очередь подключаются выходной разъем Х2 к вторичной обмотке трансформатора Т1 проводами сечением не менее 0,5 мм², а также входной разъем к соответствующим контактам переменного резистора R1. Провода, идущие от входного разъема Х1 к потенциометру регулятора громкости и далее к конденсатору С1, должны быть экранированными. При этом экран должен быть подсоединен к шасси. Не следует забывать о том, что даже небольшой неэкранированный участок провода сеточной цепи лампы VL1 может быть источником появления фона переменного тока. К выходному разъему Х2 необходимо подключить нагрузку соответствующей мощности с общим сопротивлением не менее 4 Ом.

По окончании монтажа необходимо обязательно еще раз внимательно проверить его соответствие принципиальной схеме, после чего можно установить лампу, подключить усилитель к электросети 220 В и включить питание. После включения питания накальные нити ламп VL1 и VL2 должны постепенно накалиться, одновременно с этим в громкоговорителе может появиться слабый шумовой фон, который усиливается при прикосновении какого-либо металлического предмета, например, отвертки, к находящемуся в верхнем по схеме положении движку потенциометра R1. Если же после включения питания при наличии накала ламп усилитель не будет работать, то следует отдельно проверить работоспособность каждого усилительного каскада в соответствии с рассмотренными ранее рекомендациями. Поскольку предлагаемая конструкция не содержит какие-либо регулировочные элементы, за исключением потенциометра R1, при применении исправных деталей и отсутствии ошибок в монтаже усилитель должен сразу же начать нормально работать. Если же это не так, то сначала надо проконтролировать напряжения на анодах, сетках и катодах ламп VL1 и VL2. Чаще всего причинами неисправностей бывают некачественная пайка или же дефекты отдельных элементов, в том числе и ламп.

Адаменко М. В., «Ламповые УНЧ. Секреты схемотехники».

Ламповый усилитель почти из хлама

О преимуществах и недостатках ламповых схем усилителей низкой (звуковой) частоты, немало споров. Существуют, прямо таки целые отдельные течения лампового звука, со своими гуру, и адептами. «Только лампы, никаких полупроводников», «гибридные», «однотактные», «фанаты трансформаторов (межкаскадных)» и гибриды и подвиды. Это что касается самодельщиков, которые в любом случае заслуживают уважения. Есть еще те, для кого оболвание ближнего своего, профессия. Там совсем худо. Разумеется, везде есть исключения.

Не будем сейчас касаться «теологии», а посмотрим, что удалось сделать из, буквально подножного хлама.

Начать пожалуй, стоит с того, что приехали мы в Пермский край искать себе местечко для жизни, в основном, с вещами самыми необходимыми и радиодетали в их число не входили. К счастью, в городе нашёлся магазинчик торгующий радиодеталями, со своеобразным ассортиментом, однако, и то что обнаружилось, было за счастье. Радиоэлементы требующиеся для усилителя на лампах, несколько специфичны, это не считая самих радиоламп. Словом, пораскинув мозгами, дал объявление в местную газету о покупке лампового радиоприемника. Много звонили, несколько отдали просто так, с условием «забрать-из-гаража-самому».

Набралось аж четыре штуки, потом взбунтовались родственники, а настаивать было неловко — мы тогда временно жили у родителей, а мастерил я у бабушки в частном секторе. К счастью два радио, оказались с весьма близкими внутренностями — типовая схема усилителя НЧ на 6П14, и блок питания одинаковый. «У нашей Алёны Игоревны, внешность такая типическая-типическая».

Первой предательской мыслью, которую с трудом удалось придушить подушкой, была просто взять и перенести эти платки усилителей в отдельную коробочку и. и собственно всё. Но во первых это было бы не слишком эстетично (А как же, чуть не главная изюминка-лампы снаружи? Выпендрёж конечно, но красиво ведь). Да на печатных платах – ну уж нет. Словом, решено было от легкого пути отказаться, чай не первый раз канифоль нюхаем! Чтоб, всё как у людей. (напевая под нос) всё как у люде-е-ей. Да, хм, ну разложил на верстаке на тряпочке надерганные из радио лампы, набросал схемку, блок питания, чтоб все напряжения стабилизированы, все дела. Выходные лампы 6П14, переключение триод-пентод, выходные трансформаторы, вроде ТВЗ 1-9, входной каскад 6Н2П, но утверждение оставил на потом, после экспериментов.

Приличных ламповых керамических панелек в магазине и не видели никогда, пришлось выкручиваться.

Высокие боковые стенки, лишь отчасти для простоты. Во многом для удобства — не дурно защищает хрупкие и бьющиеся радиолампы, а учитывая предстоящую стройку в деревне, вообще не понятно где будет аппарат таскаться. Опять-же, очень удобно настраивать и переделывать — перевернул и стоит себе как вкопаный, причём и лампы не нужно вытаскивать — паяй, меряй, включай, сколько душе угодно.

Радиатор сверху для стабилизаторов, высоковольтных и накалов. Выпрямители для них в подвале шасси.

Корпус разобран, шпаклевка, шлифовка, пару слоев краски.

Сборка корпуса набело.
Смонтированы тумблеры включения питания (накал и с задержкой анодное), индикаторы питания на неоновых лампочках, ламповые панельки, переключатели режима выходного каскада – триод-пентод, и включения обратной связи.

Смонтированы выпрямители в подвале, предохранитель на задней стенке в арматуре, все подключено, осторожненько проверяем работу готового кусочка схемы прямо от сети. Лампы торчат для антуража.
Все работает, ура.

Очередь за силовым трансформатором. Этот, от того же радио. Мощности вполне должно хватить. Кожух был снят с магнитопровода, к нему припаяны четыре шпильки из длинных болтиков М6. Для установки боком в этаком лежачем положении, чтоб все провода были в подвале шасси. Катушку проварил в лаке, чтобы не гудел.

Смонтированы и уже проверены высоковольтные выпрямители, их аж четыре штуки — для каждого каскада двух каналов свой собственный. Каждый диод зашунтирован пленочной ёмкостью против помехи при переключении.

Электролитические конденсаторы здесь, в том числе и от стабилизаторов. Сами стабилизаторы будут на радиаторе сверху.
Подключены тумблеры включения питания и индикаторные неоновые лампочки. Видно сигнальные гнезда и экранированный кабель к первому каскаду.

Читать еще:  Электро цепь лампочка выключатель розетка

Планка, нет не Пикатинни — Мазая. Контактная. Будет крепиться на винтах трансформатора внутри корпуса. На ней удобно распаиваются диоды выпрямителя накала всех ламп. Стабилизаторы, опять же снаружи на общем радиаторе.

Стабилизатор +5 вольт. С гнездом USB. Для удобства работы MP3 проигрывателя. Чтоб не бегать искать зарядку или компьютер. Обычная 7805, в классическом включении – два электролитических, два керамических конденсатора. Питается от выпрямителя накала.

О, трансформатор на месте. Зарядка тоже. На крепеж трансформатора нахлобучены контактные планки, на них распаяны три диодных моста с электролитами, включена зарядка для МР3-шника.

Платка со стабилизаторами. Высоковольные на дискретных элементах, три стабилизатора накала посередине — на 7806, плюс, по одному-два (подобрать) диода в общий вывод.

С другой стороны платы силовые элементы.

Причем навыворот, чтоб их прижать спиной к радиатору. Плата тоже сделана несколько оригинальным способом – на манер как с элементами SMD, чтобы со стороны радиатора не было ни дорожек, ни выводов. Высокое напряжение все таки.

Вот этому кстати.

Сверху понятно крышка, чтоб пальцами в высокое напряжение не залезть. Радиатор стандартный, игольчатый, крышка из кровельной оцинкованной стали 0,5мм.

Испытания БП. Соединения между выпрямителем и стабилизатором на живую нитку.

Самое сложное — засовывание на место и монтаж. Радиатор со стабилизаторами с другой стороны шасси. Все провода собранные в четыре пучка продеваются в отверстия и проводятся к выпрямителю. Пинцетом, с толикой терпения и внимательности. Потом начинается главная забава — искать тестером где какой конец провода и по двум схемам подключать, да чтоб не торчало ничего лишнего, да чтоб «и смотри не перепутай. Кутузов». А не то салют может быть знатный, плавали, знаем.

Это уже сами каскады усиления, собственной, так сказать, персоной. Ну, всё как у людей. Автоматическое смещение, межкаскадные конденсаторы вроде фторопластовые, полюбопытствуем.

Из радиоприемников понятно, проварены в воске с парафином, сердечник на горячую стянут в тисках через полоску резинки – чтоб, немагнитный зазор в каждом слое железа был одинаковый и минимальный. При разборке-сборке не теряем полосочку бумаги для немагнитного зазора.

И в импровизированный кожух из сгущёночной банки.

Заливаем воском, или нейтральным герметиком, или эпоксидной смолой, если не жалко.

Выходные трансформаторы на месте.

Прослушивание в бабушкиной теплице, где места побольше. А что, мне нравится.

Акустика была такая вот, акустическое оформление – «закрытый корпус», играет хорошо, но чувствительности маловато, приходится выходной каскад в основном включать пентодом.

Это с кожухом на радиаторе.

Поработав некоторое время, перегорел один из выходных трансформаторов, пришлось переделывать на другие.

Проваривание катушек в лаке (как потом выяснилось, напрасно).

Стягивание магнитопровода через резинку, для одинаковости зазора в слоях железа. Не забываем бумажную прокладку в сердечнике. Ну и пластины собираются не «в перекрышку», а так — Е прокладка I.

Выходной трансформатор в сборе.

Кронштейны трансформаторов образовали этакий подвальчик, в него преотлично поместились по маленькому тумблеру включающих обратную связь.

В таком виде усилитель работал около двух лет. Существенных замечаний к нему не было.

Следующая инкарнация усилителя через несколько лет. В руки попали пара ламп г-807 с панельками и анодными колпачками.

Заодно, было решено несколько смягчить квадратно-гнездовой дизайн. Сделаны пара шаблонов для фрезерной машинки, отфрезерованы боковушки. Всё равно, роль удобной подставки при переворачивании и защиты ламп частично утрачена — лампы здоровенные и нахально торчат через забор.

Заменен силовой трансформатор на более мощный, введено фиксированное смещение выходного каскада, источник питания для него. Убраны выпрямители и стабилизаторы напряжения накала – у Г-807 он слишком мощный, 7806 не справятся.

Обновленный внешний вид.

Играет хорошо, насколько позволяет судить об этом акустическая система. Последние изменения были совершены более 5 лет назад. Усилитель работает в мастерской, каждый день около трети суток.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ламповый усилитель своими руками

В данной статье мы разберем подробно схему лампового усилителя своими руками.

SE или однотактные схемы — это усилители, в которых сигнал усиливается одним усиливающим элементом (лампой, транзистором) последовательно на каждом каскаде. Эти системы работают в чистом классе А и ценятся многими аудиофилами благодаря их хорошей микродинамике и точности в представлении деталей. Простота также является преимуществом. Недостатками этих схем являются: низкая энергоэффективность (класс A), низкий коэффициент усиления, немного более высокий уровень искажений. Представляем здесь макет такого усилителя.

Предполагается, что это простая и дешевая система, которую можно построить имея минимальный опыт в электронике.

Обычно самой дорогой частью лампового усилителя являются трансформаторы громкоговорителей, силовые трансформаторы и лампы. Поэтому, чтобы снизить затраты, предлагаем использовать акустические трансформаторы от старого лампового телевизора (понадобятся два). В таком телевизоре вы также найдете радиолампы, более мощные резисторы, некоторые высоковольтные конденсаторы также пригодятся. Лампы, необходимые для создания этого усилителя, можно также достать разобрав старое радио. Сетевые трансформаторы можно намотать или купить. Конечно это не Hi-End усилитель, а простой усилитель для начинающих, но звук уже будет заметно отличаться от «кремния». Хотя качество звука в ламповых усилителях сильно зависит от трансформаторов громкоговорителей. Предлагаемые для сборки небольшие трансформаторы, используемые в ламповых телевизорах, не имеют очень хороших частотных параметров. Реально хороший трансформатор большой, тяжелый и довольно дорогой.

Схема усилителя на 6П14П + 6Н2П

Список элементов Усилитель

R1, R1A — 1 кОм, R2, R2A — 470 кОм,

R3, R3A — 150 кОм, R4, R4A — 1-1,5 кОм,

R5, R5A — 150-200 кОм R6, R6A — 470 кОм,

R7, R7A — 1 кОм, R8 — 500-1000 Ом,

отрегулируйте ток сетки, чтобы он не превышал 5 мА, R9, R9A — 120-180 Ом, подберите для получения нужного тока катода,

R10, R10A — 5-20 кОм, R11 — 10-20 кОм,

P — 2×47 кОм / логарифмический,

C1, C1A — 100 мкФ / 16 В,

C2, C2A — 100-220 нФ / 250 В,

C3 — 100 нФ / 400 В,

C4 — 47 мкФ / 400 В,

C5, C5A — 100 мкФ / 25 В,

C7 — 33-100 пФ, выбрать чтобы он не срезал высокие частоты и сигнал осциллографа был правильным,

C6, C6A — около 1 нФ / 250 В припаять непосредственно к выходам трансформатора громкоговорителя. Блок питания R101 — 400-1000 Ом / 5 Вт,

R102, — 3-5 кОм / 1 Вт,

R103 — 270 кОм / 0,5 Вт,

R106 — 0,8-1,5 кОм чтобы светодиод светил достаточно ярко,

R104, R105 — 100 Ом,

C101 — 100 нФ / 400 В,

C104, 105 — 100 мкФ / 400 В,

C106, C107 — 47 мкФ / 400 В, M1 — диодный мост выпрямитель 5-10 А / 600 В, трансформатор питания 220 В / 250 В — 0,15 А, 6,3 В — 2,5 A.

Схема очень проста. На рисунке показан один канал, другой идентичен. Сигнал со входа через потенциометр P подается на триоды малой мощности (L1), работающие в схеме с общим катодом. После усиления на пентод (L2) подается через конденсатор C2. Трансформатор громкоговорителя (его анодная обмотка) является нагрузкой для этой лампы. Вторичные обмотки трансформатора позволяют питать динамик или наушники.

Усилитель охвачен петлей отрицательной обратной связи, которая уменьшает искажения и расширяет частотную характеристику. Однако это делается за счет усиления. Обратная связь берется с выхода динамика трансформатора и через резистор R10 подается на катод первой лампы (L1). Конденсатор С7 используется для возможной фазовой коррекции. Конденсаторы C3, C4 и резистор R11 образуют фильтр для предотвращения возбуждения усилителя. Аналогичную роль играют резисторы R1 и R7 в цепях ламповых сеток.

Радиолампа L2 может работать в двух режимах — пентод и триод. Режим пентод более мощный, с большим искажением. Режим триода менее эффективен, но имеет меньше искажений. Изменение режима работы может быть сделано с резистором R8. Он в режиме триода должен иметь небольшое значение — обычно это 100 Ом. Если хотим использовать режим пентод для работы усилителя, подключаем R8 как показано на схеме. Можно дать и более высокое значение но так, чтобы ток, протекающий через сетку 2, был немного меньше 5 мА. Как правило значение резистора составляет 500-1000 Ом.

Для подключения громкоговорителей необходим трансформатор, который изменит высокое напряжение в анодной цепи подходящим для сопротивления динамиков или наушников. Для этой цели идеально подходят популярные и простые в добыче трансформаторы из старого лампового телевизора. Естественно понадобится два, по одному на канал.

Блок питания усилителя
Блок питания тоже не сложный. Анодное напряжение выпрямляется с помощью моста и фильтруется RC-фильтром, состоящим из резисторов R101-R102 и конденсаторов C101-C107. Резистор R108 разряжает высоковольтные конденсаторы после выключения питания.

Резисторы R105, R104 симметрируют напряжение накала на землю, так что шум сети, слышимый в динамиках, должен быть минимален. Резистор R101 довольно сильно нагревается, поэтому для лучшего отвода тепла его можно разместить на небольшом радиаторе, либо два сразу подключить — последовательно или параллельно (путем выбора сопротивления отдельных резисторов соответственно). Этот источник питания обеспечивает питание одновременно обоих каналов УНЧ.

После включения усилитель должен прогреться несколько минут, чтобы стабилизировались токи протекающие через лампы. Резисторы R101 и R102 в блоке питания, а также R9 и R9A на лампах будут нагреваться до высокой температуры, это нормально. Однако если в воздухе есть запах выжженного лака и видим, что краска на одном из резисторов меняет цвет, значит у резистора слишком мало запаса. В этом случае его следует заменить на такой же по номиналу, но с большей мощностью. После более длительного периода работы снова проверяем напряжение питания и падение напряжения на катодных резисторах ламп. Производим коррекцию анодных токов лампы L2 (L2A).

Печатные платы УНЧ

Можно собрать УНЧ навесным монтажом, а можно на платах печатных. На чертеже плат с лампами отмечен способ соединения с другими элементами усилителя (потенциометр, трансформаторы). Все соединения выполнены с использованием витой пары, то есть пары жестко скрученных проводов. Это должно устранить или, по крайней мере, уменьшить наведенный шум в проводах.

В основе металлическое шасси. Позади трансформаторов громкоговорителей находится тороидальный силовой трансформатор, помещенный в металлическую банку, которая уменьшает сетевые помехи, распространяемые этим трансформатором.

Усилитель действительно играет тепло и как-то по-другому, у него большая глубина звука, больше объём. Хотя он даёт только 2 Вт мощности, звучание идеально подходит для небольшой комнаты! Внимание! Электронные устройства обычно питаются от сети 220 В. Сетевое напряжение опасно, поэтому используйте хорошо продуманные решения конструкций, чтобы не подвергать себя и других пользователей поражению электрическим током. В ламповых устройствах также имеются высокие напряжения. Производите любые регулировки только когда источник питания выключен и после разрядки высоковольтных конденсаторов. Лампы и некоторые резисторы нагреваются до высоких температур. Лампы из-за высокого входного сопротивления очень чувствительны к внешним помехам. Поэтому используйте экранированные кабели. Металл, подключенный к массе корпуса усилителя, защитит усилитель от ловли внешних помех.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты