Gc-helper.ru

ГК Хелпер
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Читальный зал с розеткой

Статья 10. Помещения библиотеки. Организация библиотечного пространства

Статья 10. Помещения библиотеки. Организация библиотечного пространства

1. Помещения библиотеки предназначаются для размещения и передвижения пользователей, библиотечных ресурсов, персонала. Количество необходимых помещений, размеры площадей обусловлены их функциональным назначением в библиотеке и масштабами ее деятельности.

2. Размеры площадей определяются в соответствии с установленными нормативами:

— площади для размещения абонемента: с открытым доступом к фонду и кафедрами выдачи — из расчета 5 кв. м на 1000 ед. хранения; с закрытым доступом к фонду — 5,5 кв. м на 1000 томов; с ограниченным доступом к фонду — 7 кв. м на 1000 томов;

— площади для размещения читальных залов с открытым доступом к фонду — из расчета 5 кв. м на 1000 томов;

— около 10 % посадочных мест для читателей должны находиться в зоне «легкого» чтения или в зоне отдыха;

— число посадочных мест для просмотра периодики определяется из расчета 3 кв. м на 1 место (или пять мест на каждые 1000 жителей);

— площади для индивидуального использования аудио-, видеодокументов, электронных документов, доступа в Интернет должны быть увеличены на 5 — 10 кв. м с выделением отдельного помещения;

— площади для пользователей в зоне справочной службы (место «быстрой справки») могут составлять 10 кв. м на 1000 томов;

— для размещения выставок нормативная площадь одного из основных подразделений библиотеки (абонемент или читальный зал) может увеличиваться до 10 %.

3. Размеры помещений, предназначенных для обслуживания детей, включают показатели размещения служб выдачи материалов, индивидуальной работы (просмотра, прослушивания), коллективных форм. Для детских мероприятий целесообразно выделить отдельное помещение размером — из расчета 1,5 кв. м на 1 посетителя.

4. Помещения библиотеки, обслуживающей инвалидов, как правило, требуют увеличения для обеспечения свободного передвижения и доступа в библиотеку, к фонду, к пунктам обслуживания. Библиотека должна быть приспособлена и оборудована соответствующим образом: иметь пандусы при входе-выходе, при уровневых переходах, специальные держатели, ограждения, специальные кресла для работы в библиотеке и т. д.

5. Количество служебных помещений зависит от числа штатных сотрудников и выполняемых ими функций, но не менее 20 % площади читательской зоны. Служебные помещения должны иметь удобную функциональную связь, как между собой, так и с подразделениями обслуживания читателей.

Площади основных производственных участков определяются в соответствии с их назначением и с установленными нормативами:

— площадь 1 рабочего места для персонала, занятого в процессах комплектования и обработки фондов, — 6 — 8 кв. м;

— для персонала научно-методической службы — 9 кв. м;

— для административного персонала — 5 — 6 кв. м, в том числе для директора, заместителя директора — не менее 10 кв. м.

6. Планировка и размещение подразделений и служб должны обеспечивать удобство пользования библиотекой и работы в ней.

Небольшие библиотеки стремятся размещать подразделения с разным функциональным назначением с помощью съемных, сборно-разборных, раздвижных перегородок (застекленных, прозрачных) или используя для этих целей предметы мебели.

7. Для организации обслуживания пользователей библиотека использует принцип гибкой планировки помещений, позволяющей варьировать соотношение помещений и площадей с учетом изменения потребностей и библиотечной технологии. Комфортное пребывание в библиотеке, пользование ее услугами достигается и с помощью таких компонентов, как:

— свободная ориентация пользователей в соответствии с их целями: оперативного удовлетворения запроса и быстрого получения необходимой услуги; углубленной работы над темой или с документами; участия в мероприятиях и др.;

— доступность различных видов и типов документов (книги, периодика, электронные документы, изо-, аудио-, видеоматериалы, фильмы и др.), средств информации и телекоммуникации;

наличие оборудования, мебели, технических средств, отвечающих соображениям функциональности, простоты и удобства в эксплуатации;

— современный дизайн, комфортность общения и отдыха;

— профессиональная этика персонала, соблюдение прав пользователей.

8. Всеобщим стандартом обслуживания в библиотеке является максимально доступный фонд документов. Библиотека использует различные элементы его раскрытия и оформления: расположение стеллажей; тематические полки; выставочные композиции; показ «крупным планом»; приемы цитирования и аннотирования; сопровождение библиографическими изданиями, буклетами; ссылки-отсылки; цветовые приемы и др.

Ценные или редкие издания, которыми гордится и которые особенно бережет библиотека, могут быть представлены для всеобщего обозрения в застекленных шкафах, стеллажах, на специальных выставках.

В закрытых помещениях целесообразно размещать лишь те документы, которые пользуются крайне редким спросом, а также дублетные.

9. Современные муниципальные общедоступные библиотеки являются важным элементом информационных систем, значительно увеличивающих возможности каждой библиотеки. С этой целью модернизируются все основные библиотечные процессы: комплектование и обработка, справочно-поисковый аппарат, обслуживание читателей, управление.

10. Рабочие места для производственных целей и для обслуживания пользователей должны быть размещены в приспособленных помещениях, специально оборудованы, обеспечены защитными средствами эксплуатации.

11. Библиотека должна быть обеспечена средствами противопожарной и охранной безопасности.

>
Персонал библиотеки
Содержание
Решение Земского Собрания Краснокамского муниципального района Пермского края от 24 апреля 2008 г. N 48 «Об утверждении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Архивные Информационные Технологии

г. Пермь , ул. Подводников, д. 96

  • Описание
  • Демо-версия

Программа «Электронный читальный зал»

Находится в разработке!

Программа предназначена для автоматизации работы читального зала архива, удаленного взаимодействия с исследователями.

Программа решает следующие задачи:

  • учет посетителей читального зала,
  • учет использования дел сотрудниками архива,
  • учет движения дел в архиве,
  • организация доступа к электронным копиям документов,
  • контроль за исполнением требований на выдачу документов,
  • ведение истории использования документов,
  • получение статистики по интенсивности использования дел.
Читать еще:  Какая розетка у керамической плиты

Краткое описание работы с программой

Для начала работы в системе Пользователь должен пройти регистрацию. Пользователь может иметь следующие роли: Посетитель читального зала, Удаленный пользователь, Заведующий ч/з, Директор, Сотрудник архива, Начальник отдела сохранности, Хранитель. Каждый Пользователь после регистрации/авторизации получает возможность работать в своем Личном кабинете, который имеет определенные возможности и настройки, в соответствии со своей ролью.

Удаленный пользователь регистрируется в системе через Интернет и получает те же возможности работы с системой, что и Посетитель читального зала, и Сотрудник архива.

Для допуска в читальный зал посетитель оформляет у Заведующего ч/з Требование на работу в читальном зале, которое утверждает руководитель архива в электронном виде или подписывая распечатанное требование.

Заведующий, получив разрешение, распечатывает (или оформляет) пропуск в котором указывается пароль доступа к «Электронному читальному залу».

Для осуществления поиска Пользователь входит в Систему под своим логином (фамилия имя и отчество) и выданным паролем.

Работа Пользователя в читальном зале

Во время поиска Пользователь создает Подборки ссылок на определенную информацию (Ф., Оп., Дела, Документы), просматривает электронные копии документов открытых для общего просмотра. Подборки хранятся в Личном кабинете в разделе «Подборки».

Из Подборок или непосредственно в поисковой системе Пользователь может сформировать Требование на выдачу дел. Они сохраняются также в Личном кабинете в разделе «Требования». Через этот раздел можно следить за ходом исполнения Требования, наблюдая за изменением статуса дел. Если Дело не может быть выдано, то Пользователь получит уведомление с указанием причины отказа, такое Дело можно поместить в раздел «Отложено», где также можно наблюдать за изменением статуса.

Результаты работы с Делом можно описать в Комментариях, которые отражают результаты исследования Пользователя, цель работы с документами. Комментарии можно сделать видимыми для других Пользователей, формируя тем самым историю использования документов. Комментарии сохраняются в разделе «Комментарии» и всегда доступны авторизованному Пользователю через Личный кабинет, в том числе и удаленно.

После того как Требование будет утверждено и отправлено на исполнение статус у дел в Личном кабинете изменится.

После окончания работы с делами Пользователь предает их Заведующему ч/з.

Работа Заведующего читальным залом

После отправки Требования на выдачу дел оно появляется в Личном кабинете Заведующего ч/з с комментариями Системы о наличии запрашиваемых дел. Заведующий проверяет Требование, отправляет на утверждение начальнику отдела сохранности.

После согласования с начальником отдела список дел появится в Личных кабинетах Хранителей с учетом данных топографического указателя.

Далее действия Заведующего состоят в указании отметок в прибытии дел в читальный зал и выбытии из него.

Работа Хранителя

Хранитель на своем рабочем месте отмечает в Программе статусы выдачи и приема дел в хранилище.

Читальный зал

Читальный зал (англ. reading room , фр. salle de lecture , нем. Lesesaal ) — помещение в библиотеке или архиве, используемое посетителями как место для работы. Читальные залы имеют особое значение в библиотеках без абонемента, а также в архивных учреждениях, поскольку являются единственным местом, где пользователи могут ознакомиться с заказанными материалами. Но и в библиотеках, предоставляющих возможность брать книги домой через абонемент, со многими особенно ценными или хрупкими материалами можно работать только в читальном зале (например, старопечатные книги, книжные памятники, профессиональные журналы, газеты, энциклопедии, большие словари).

Вместе с тем не все библиотеки имеют читальные залы. Некоторые библиотеки (в частности, университетские) с открытым доступом к фондам располагают рабочие столы или стулья среди книжных полок. Библиотеки могут также предлагать читателю индивидуальные боксы или кабины для работы, которые обычно следует заказывать заранее.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Оснащение
  • 3 Галерея
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

История [ править | править код ]

Ещё в библиотеках античности (Александрийской, Пергамской и др.) имелись залы с книгами, выполненные в форме полукруга или прямоугольника, с мраморными скамьями и скульптурами. Однако лишь в XIX веке, когда происходит количественный рост посетителей библиотек, читальный зал обособляется в самостоятельное структурное подразделение библиотеки [1] .

Во второй половине XIX века в библиотеках крупных городов осуществляется реконструкция старых и строительство новых просторных читальных залов, благодаря чему становится возможным одновременное размещение в них нескольких сотен человек. В частности, читальный зал Британской библиотеки, который с момента своего открытия в 1857 году стал одной из достопримечательностей Лондона, был рассчитан на 458 мест; в читальном зале Национальной библиотеки Франции в Париже в 1869 году насчитывалось 344 места и ещё 70 — за конторками, где работали стоя; вместимость главного читального зала Библиотеки Конгресса США в 1897 году составляла до 300 посетителей [1] .

На рубеже XIX—XX веков берёт начало специализация читальных залов крупных библиотек. Так, в Библиотеке Конгресса США появляются читальные залы периодических изданий, карт и атласов, для конгрессменов и для обслуживания слепых. Постепенно читальные залы начинают разделяться по отраслям знания, комплексам наук и проблемам; по характеру и виду изданий; по уровню подготовки читателей. В крупных библиотеках возникает система общих и специализированных читальных залов [1] .

В России большой читальный зал на 250 мест, построенный по проекту В. И. Собольщикова и И. И. Горностаева, был торжественно открыт 4 (16) ноября 1862 года в Императорской Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге [2] . В 1893 году был увеличен с 20 до 120 мест читальный зал Публичной библиотеки Румянцевского музея в Москве [1] . В 1958 году открылся читальный зал № 3 Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина (в настоящее время — Российская государственная библиотека), ставший самым большим в Европе. Общая площадь читального зала, рассчитанного на 464 места, составляет 1,2 тыс. квадратных метров [3] .

Читать еще:  Плиты как установить рядом розетку

Оснащение [ править | править код ]

Читальные залы обычно предлагают читателю возможность работы за письменным столом. В большинстве случаев к столу подведено электропитание для настольной лампы и есть розетка для использования собственного компьютера. Специализированные читальные залы, например, залы периодики или карт, имеют соответствующую мебель для удобного пользования изданиями большого формата.

Современные читальные залы оснащены компьютерами для поиска и заказа необходимых изданий в электронном каталоге. Для пользователей предлагаются также компьютеризированные рабочие места с доступом в интернет. Читальные залы могут быть оснащены системой VLAN с доступом к платным банкам данных, бесплатно доступным для читателей только в помещении библиотеки.

Читальный зал с розеткой

У большинства людей есть два основных «места»: дом и работа. Американский социолог Рэй Ольденбург придумал и обосновал концепцию «третьего места» – такого, где можно интересно и легко провести время среди приятных людей. Петербургская библиотека имени Гоголя позиционирует себя именно как такое «третье место» – стильное, современное, привлекательное для горожан разного возраста. О том, что из этого получается, «Папмамбуку» рассказала заведующая библиотекой Юлия Мартинкенайте.

– Юля, библиотека Гоголя находится на Охте, вдалеке от центра, вокруг пустыри и многоэтажки середины ХХ века. С какой стороны ни приближайся – ничто не предвещает такого буйства современности, ярких красок… Как такое стало возможно?

– Самой библиотеке уже почти сто лет, и мы являемся центральной районной библиотекой Красногвардейского района. По всем статьям – вполне классическое учреждение. Инициатором перемен стала Марина Борисовна Швец, которая возглавляет районную библиотечную систему. Библиотека Гоголя была первой площадкой, где произошла полная реконструкция. Следом за нами этот путь уже прошла детская библиотека «Город». Планируется, что постепенно перемены коснутся всех тринадцати библиотек Охты.

– Ориентировались ли вы при этом на какие-то образцы?

– Мы ориентировались на Финляндию – благо, она совсем рядом. Там прекрасная библиотечная культура, много вдохновляющих инициатив. И сотрудники библиотеки, и наши дизайнеры-архитекторы (бюро KIDZ) специально изучали финский опыт.

– В чем же заключается главная идея перемен?

– Главная задача – привлечь в библиотеку молодых людей, не потеряв при этом более зрелого читателя. Стать местом, куда люди хотят прийти, чтобы провести свое свободное время в общении с культурой.

– В новом формате библиотека работает уже два года – заметны ли перемены? Вот сейчас, например, начало двенадцатого – а посетителей в библиотеке совсем мало…

– Наша библиотека – для взрослых, и днем большинство наших потенциальных посетителей работают. Именно поэтому, открывшись после ремонта, мы изменили часы работы. Теперь мы ежедневно открыты до 20.00, единственный выходной – понедельник. Открываемся мы в 11, и в первой половине дня, когда большинство взрослых учатся или работают, к нам приходят, в основном, пожилые люди. После 16 часов и вплоть до самого закрытия идут старшеклассники, студенты, работающие взрослые. Да, количественные показатели – посещаемость, выдача книг ‒ после обновления увеличились, но не это главное. Мне важнее всего качественные перемены. Изменилось и наше собственное ощущение библиотеки. Пришли молодые сотрудники, с горящими глазами, с драйвом, с желанием придумывать и реализовывать новые проекты. Нам очень нравится наше место работы.

– И чем же занимаются взрослые в обновленной районной библиотеке? Появились ли у вас какие-то новые форматы работы, кроме выдачи книг?

– Сформулировав идею о том, что для библиотеки одинаково важны и книги, и читатели, мы поняли, что нам нужны специальные пространства для общения, не заставленные книжным фондом. Сейчас у нас две таких зоны: конференц-зал и арт-холл. Мы предоставляем их всем желающим (конечно, по предварительной договоренности). В 2013 году, когда библиотека открылась после реконструкции, к нам вернулись языковые клубы для старшего поколения: они состоят из людей, которые когда-то изучали иностранные языки и теперь готовы поделиться своими знаниями со всеми желающими. Встречи проходят в конференц-зале почти ежедневно, и их участники просто разговаривают друг с другом по-английски, по-французски, по-немецки, читают и смотрят фильмы на иностранных языках. А для молодых людей движение «LanguageFree» проводит у нас бесплатные краткосрочные курсы китайского, норвежского и японского.

Мы всегда стараемся исходить из потребностей аудитории, и множество мероприятий устраивается по инициативе наших читателей и посетителей. Например, именно так возник проект «Детское время», направленный на популяризацию семейного досуга. К нам приходят мамы, папы с детьми, бабушки и дедушки с внуками, и мы проводим занятия по чтению, рисованию, лепке, делаем спектакли даже для самых юных зрителей.

– Правильно ли я понимаю, что в этих случаях библиотека просто предоставляет помещение инициативным посетителям? Ни ее коллекции, ни сотрудники никак в этих занятиях не задействованы?

– Не совсем так. Действительно, упомянутые мною мероприятия родились по «инициативе снизу», и библиотека поддержала их своими ресурсами. Но не только помещениями: к таким встречам мы делаем тематические книжные выставки из наших фондов, и те, кто приходит на эти встречи, нередко становятся нашими постоянными читателями.

Что касается сотрудников библиотеки, то у них помимо текущей работы есть и свои большие проекты. Так что я как заведующая только рада, если какие-то мероприятия проводятся без непосредственного участия сотрудников на площадке.

Читать еще:  Розетка для чайных пакетиков

– Расскажите о самом интересном, на ваш взгляд, проекте.

– Наверное, это «Безумные шестидесятые». В течение полугода, с февраля по июнь 2016 года, в библиотеке проходят лекции и встречи с филологами, искусствоведами, музыкантами, культурологами. Они рассказывают о музыке, зарубежной литературе, искусстве, моде, субкультурах 1960-х годов. Мы готовим книжные выставки, приглашаем ведущих. Проект оказался невероятно востребованным, на лекциях часто не хватает мест для всех пришедших. Люди очень заинтересованно слушают, задают вопросы, предлагают дальнейшие темы. В последний раз разобрали все книги, о которых шла речь на лекциях. В рамках этого проекта мы и кино смотрим, и музыку слушаем, и даже модное дефиле 60-х годов планируем провести.


Как это устроено: по залам библиотеки имени Гоголя

Холл
У библиотеки есть свой брендбук, включающий логотип и фирменный стиль, в котором оформляются все анонсы, печатные материалы и видеоролики, которые создает библиотека. Элементы этого стиля постоянно встречаются в интерьерах здания, начиная с холла.

Первое, что видит при входе посетитель, – медиастена: на черной стене закреплены экраны и репродукции в одинаковых рамах. На большой телевизионной панели и четырех маленьких телевизорах постоянно транслируются тематические ролики, сделанные сотрудниками библиотеки. Например, на одном телевизоре сменяют друг друга слайды на тему «Новости литературы», на другом – «Библиотеки мира», на третьем – «Афиша мероприятий Санкт-Петербурга». На большом телевизоре транслируются видеоролики из серии «Я читатель», в которых Александр Архангельский, Майя Кучерская и другие известные критики рассказывают о литературных событиях. Здесь же появляются буктрейлеры, ролики читателей «Я советую».

Зал художественной литературы
До реконструкции в библиотеке Гоголя было два традиционных зала: абонемент и читальный зал. Теперь вместо них есть зал художественной и зал отраслевой литературы. Это оказалось очень удобно для читателей, которые обычно точно знают, в какой зал они направляются. Художественный и отраслевой залы зеркально повторяют друг друга, что значительно облегчает читателям навигацию в библиотеке.

В «художественном» зале представлена классика, современная массовая и не только литература, и есть несколько компьютеров с доступом к полнотекстовым базам данных.

Один из «героев» этого зала – Николай Васильевич Гоголь, чье имя библиотека на Охте получила в 1952 году. Никакого отношения ни к этому месту, ни к библиотеке Гоголь не имел, просто тогда отмечалось столетие со дня смерти писатели. После реконструкции сотрудники библиотеки решили не упускать прекрасную возможность и создали проект «Библиотека с именем», став одним из центров «гоголеведения» в Петербурге. Здесь разрабатывают и проводят экскурсии по гоголевским местам города, собирают коллекцию его книг, проводят просветительские акции. На стене – символический портрет Гоголя, составленный из его цитат.

Зал отраслевой литературы
Здесь собрана литература по разным отраслям знания, есть места для работы с электронными ресурсами, диалоговая зона. И даже стоит стилизованная телефонная кабинка, где посетитель может уединиться для разговора по сотовому телефону.

Вся мебель и в художественном, и в отраслевом зале – на колесиках. Это позволяет легко сдвигать книжные стеллажи и организовать необходимые посадочные места, превращая библиотеку то в лекционное пространство, то в концертный зал. Когда библиотека Гоголя участвовала в Ночи музеев, здесь проводились даже фехтовальные турниры. Мобильность, трансформация – один из основных принципов пространственного устройства библиотеки, который позволяет наиболее эффективно использовать небольшие помещения.

Конференц-зал
Основной элемент дизайна в этом помещении – книжная полка СЛОВО, созданная из больших декоративных букв. «Обращаться со словами нужно честно», – говорил Гоголь. Смысл этого пространства – именно честное обращение со словами. Здесь создана деловая атмосфера, на встречах одновременно могут присутствовать до 40 человек. Проводятся и серьезные научные конференции (зал оборудован системой видеоконференций), и мастер-классы для детей и взрослых (например, связанные с рукоделием, рисованием или освоением компьютерных программ).

Медиатека
Сотрудники библиотеки позиционируют это пространство как коворкинг, территорию молодежных инициатив, площадку для коммуникаций. Здесь имеется большой фонд медиа-изданий (в том числе обучающие программы), проводятся вебинары, компьютерные мастер-классы. Стеллажи стилизованы под игру «тетрис», поскольку ключевой принцип этой игры – богатство интерпретаций – стал основой и концепции медиатеки. Даже оформление окон включено в концепцию: над каждым окном – надпись, например «Real life» или «Nice view»

Арт-холл
«Взять книгу и уйти домой» – от этой классической схемы в библиотеке Гоголя решили отказаться. Здесь нет и строгой надписи «Вход с печатной продукцией запрещен». В библиотеку Гоголя можно прийти со своими книгами и почитать их в комфортной для себя обстановке.

В отраслевом и художественном залах есть удобные места для уединенного чтения, а арт-холл рассчитан на тех, кто хочет читать вместе – вслух или про себя. Здесь студенты готовятся к экзаменам. Проводятся литературные чтения и конкурсы, молодежные кинофестивали, выставки. По выходным – детский час, когда родители и дети вместе смотрят кинофильмы или театральные постановки, читают вслух и играют в настольные игры. Здесь можно лежать на полу, похожем на травяную лужайку, или сидеть на подоконниках. Символ арт-холла – книжная полка-дерево, образ постоянного роста и развития.

Материал подготовила Анна Рапопорт
Фото автора

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector