Можно ли зарядить автомобильный аккумулятор от розетки
Можно ли зарядить автомобильный аккумулятор от розетки
Как правильно заряжать аккумулятор через ЗУ?
Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля своими руками зарядным устройством чтобы не взорваться и реанимировать батарею – подробная инструкция о безопасном возвращении АКБ к жизни. Казалось бы, какие могут быть проблемы с зарядкой АКБ – подсоединил клеммы, вставил зарядное в розетку, и заряжай себе. Однако, люди, которые не знают нюансов, очень часто получают порцию кислоты в лицо, даже используя автоматические ЗУ. Самые распространенные опасности при заряжании автомобильных АКБ следующие:
- Взрыв батареи от отсоединения клемм зарядного устройства или при заводке автомобиля;
- Взрыв от накопленного водорода, соединенного с воздухом;
- Взрыв от статического электричества;
- Отравление парами аккумулятора;
- Пожар от горящего зарядного устройства.
Учитывая количество ожогов, пожаров, залитых кислотой кухонь и сгоревших машин, было принято решение написать инструкцию по зарядке автомобильных АКБ. Для начала следует отметить, что самыми безопасными устройствами являются автоматические ЗУ, заряжающие батарею малым током.
Полуавтоматы и ЗУ в ручном режиме, которые вызывают обильное кипение электролита, способствуют выделению водорода, приводящему к взрывам батарей.
Общие правила
Важный вопрос – нужно ли снимать аккумулятор с автомобиля? Нужно. Можно зарядить и так, но если он взорвется, придется очень долго отмывать кузов и полости, куда натечет электролит.
Второй очень важный момент – помещение для зарядки. В гараже на ночь оставлять можно, но стоит поместить ЗУ и удлинитель на металлический тазик или в безопасное место, чтобы возгорание не перекинулось на авто.
Также помещение должно быть проветриваемым. Пары от аккумулятора очень вредные. В квартире заряжать автомобильные аккумуляторы можно только на балконе. В крайнем случае, в ванной или на подоконнике с открытым окном.
Итак, последовательность действий:
- Снять АКБ с машины, предварительно сфотографировав или запомнив, как стояли клеммы;
- Проверить, искрит ли вытащенное из розетки ЗУ при подсоединении клемм к АКБ;
- Если не искрит, то отвинтите крышки банок (монеткой или широкой отверткой), при необходимости долейте дистиллированной воды до лапки (метки);
- Если искрит, то долейте воды, и завинтите крышки обратно;
- Прочистите боковые вентиляционные отверстия;
- Подсоедините клеммы к АКБ, вставьте ЗУ в розетку и включите его.
- Поставьте ток от 4 до 6 ампер;
Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов должно стоять в открытом месте, можно на сквозняке, чтобы шло охлаждение. В первые 2-3 часа желательно контролировать процесс зарядки.
Рядом с аккумулятором нельзя курить, работать болгаркой, создавать искрение и так далее.
После того, как на ЗУ загорится зеленая лампочка, а количество циклов станет максимально продолжительным, нужно:
- Выключить ЗУ от розетки;
- Подождать минут 15-20, снять клемму;
- Дать аккумулятору постоять 1-2 часа;
- Предварительно сняв заряд статики, прикоснувшись рукой к металлической детали, поставить АКБ на машину;
Снимать и клеммы нужно отвернув от АКБ лицо, желательно в защитных очках!
Каким током заряжать АКБ?
Рекомендуют емкость батареи делить на 10. Это будет максимальный ток зарядки. Если батарея на 55 А/ч, то максимальный ток – 5,5 А.
Но лучше всего заряжать АКБ малыми токами, 3-5 А, но долгое время. А еще лучше – автоматическими зарядными, которые будут сами регулировать силу тока в зависимости от уровня заряда.
Как пользоваться автоматическим зарядным?
Популярным автоматическим устройством в России является ЗУ «Орион». Но и оно таит в себе опасности. Например, начальная модель «Орион-150» искрит при сбросе клемм даже при отключении от розетки. Это же касается и многочисленных китайских аналогов. То есть, может взорваться после зарядки. Кроме того, эти зарядные иногда очень сильно греются, плавятся и горят. Поэтому нельзя оставлять их в гараже без присмотра. Многие владельцы ставят на них вентиляторы.
Тем не менее, автоматическим зарядным заряжать автомобильные АКБ проще всего. Просто делайте все по инструкции (см. выше), только ток выставлять не нужно.
Как быть с необслуживаемой батареей?
Для начала посмотрите под наклейками, нет ли крышек банок. Если банки есть, то даже в такой «необслуживаемый» аккумулятор можно долить воды, проконтролировать плотность электролита.
Если же крышек банок не имеется, тогда необходимо лишь прочистить боковые отверстия в аккумуляторе. Они должны способствовать выходу излишнего водорода.
Нужно помнить, что при этом концентрация газа под крышкой будет повышенной, поэтому, чтобы не взорваться, особое внимание нужно уделять статическому электричеству, искрению, курению и так далее.
Нужно ли откручивать пробки при зарядке аккумулятора?
Если ЗУ при снятии клемм искрит, то пробки лучше не снимать. Достаточно будет и боковых отверстий для отвода газов. Если искрения нет, то лучше снять.
Батарея с мороза — как быть?
Если зарядка будет происходит на балконе, то есть, перепад температур будет минимальным, то можно. А вот если в теплом помещении, то батарее лучше всего дать отстояться.
Можно ли при минусовой температуре?
Вопрос, при какой температуре заряжать автомобильный аккумулятор особенно остро стоит зимой. Скажем так, в гараже или на балконе лучше не заряжать при температурах ниже -15. Самый лучший режим для зарядки – это от -5 до +5. Тогда и ЗУ не перегревается, и заряжается батарея хорошо.
При морозах ниже -25 заряжать АКБ бессмысленно, учитывая, что в сильную стужу электролит теряет свои свойства, либо вовсе замерзает.
Сколько вольт должен показывать заряженный аккумулятор?
От 12,6 до 13,5. Обычно около 13 В – самое нормальное напряжение. Но поскольку по вольтметру или мультиметру определить исправность батареи невозможно, специалисты используют нагрузочную вилку.
Если напряжение 12-12,3, батарея точно не заряжена.
Машина не заводится в мороз, аккумулятор заряжен, что делать?
Искать проблемы в других системах. В первую очередь – стартер (щелкает, но не крутит), топливо, зажигание и так далее.
Также если батарея убитая, что она может не выдавать нормальный пусковой ток. Зимой загустевает масло в агрегатах, провернуть мотор сложнее. Следует попробовать «прикурить», либо запуститься с другой АКБ, а потом уже искать другие неисправности.
Это был небольшой ликбез, пишите в комментариях свои мысли по поводу работы с аккумуляторами.
Как заряжать аккумулятор с помощью зарядного устройства?
Частые короткие поездки с постоянными циклами запуска и остановки двигателя машины делают очень трудной работу заряженного аккумулятора, особенно, зимой, когда бóльшую часть времени работают печка, фары, разного рода подогревы: окон, зеркал, сидения, руля и т.п. Всё это потому, что последние очень прожорливы, и сильно разряжают его, в то время как генератор попросту не успевает зарядить аккумулятор, а стартер, запускающий двигатель, ставит последнюю точку, особенно, в случае, если используется слишком часто, и не оставляет практически никаких шансов такому разряженному аккумулятору выжить в таком небольшом частном мире прожорливых потребителей. Это мы, конечно, утрируем! Тем не менее, зимой (но и летом тоже) есть большой риск того, что однажды аккумулятору просто не хватит сил, чтобы в очередной раз запитать самый прожорливый к электричеству элемент машины — стартер, и машина не заведётся, в результате чего Вам придётся его «прикуривать».
Но таких случаев можно избежать, если у Вас есть специальное зарядное устройство для аккумулятора — относительно дешёвый, но очень полезный аксессуар, который позволяет восполнить то, что не досталось аккумулятору от генератора — зарядить его. Но как зарядное устройство заряжает аккумулятор?
Так выглядит типичное зарядное устройство для аккумулятора
На самом деле, всё очень просто — оно использует электричество из розетки, чтобы зарядить аккумулятор с помощью положительного и отрицательного выводов, которые присоединяются на соответствующие клеммы аккумулятора, заряжая его. Средний автомобильный аккумулятор имеет ёмкость около 48 ампер/часов (А•ч), и это означает, что полностью заряженный аккумулятор обеспечивает 1 ампер тока в течение 48 часов, 2 ампера в течение 24 часов, 8 ампер в течение 6 часов и так далее. И работа зарядного устройства заключается в передаче аккумулятору на хранение этих амперов, чтобы тот впоследствии отдавал их компонентам нашего автомобиля.
Обычно зарядное устройство заряжает аккумулятор на отметке 2 ампера, соответственно, тот же аккумулятор заряжается в течение 24 часов, чтобы пресытиться положенным ему 48 амперами, необходимыми для полной зарядки аккумулятора. Но существует также широкий спектр зарядных устройств с различными регулируемыми скоростями заряда на рынке — от 2 до 10 ампер. Чем выше заряд, тем быстрее аккумулятор зарядится. Быстрая зарядка, однако, чаще всего нежелательна, так как это может попросту сжечь пластины аккумулятора (Вы знаете, что это за пластины, если читали статью о том, как работает аккумулятор).
Нагрузки, которые налагаются на аккумулятор, можно определить по количеству тока, используемого в различных электрических компонентах машины: например, фары с включенным ближним светом потребляют в среднем от 8 до 10 ампер, а обогрев заднего стекла примерно столько же.
Теоретически, полностью заряженный аккумулятор, не принимая ток от генератора, должен крутить стартер примерно в течение 10 минут, обеспечить работу фар в течение восьми часов, а обогрева заднего стекла в течение 12 часов. Однако, по мере разрядки аккумулятора это время значительно падает.
Среднестатистическое бытовое зарядное устройство для аккумулятора включает в себя трансформатор и выпрямитель, которые позволяют изменить 220 Вольт переменного тока из розетки в 12 Вольт постоянного тока, а также позволяют сети питания обеспечить зарядку с такой скоростью, которая определяется самим состоянием батареи. В случае, когда аккумулятора ещё достаточно новый, зарядное устройство может повысить силу тока до 3-6 Ампер, и, таким образом, такой аккумулятор зарядиться гораздо быстрее. А вот аккумулятор, который своё отработал, попросту не будет держать заряд вообще и потому даже не будет принимать зарядку от з/у.
Итак, как заряжать аккумулятор — инструкция по порядку
Прежде всего, аккумулятор необходимо снять с автомобиля, отсоединив 2 провода с отрицательным и положительным зарядом от соответствующих клемм аккумулятора (можно заряжать аккумулятор и непосредственно на месте под капотом, главное — отсоединить провода автомобиля от клемм, иначе можно лишиться генератора). Убедитесь, что все электрические приборы в автомобиле выключены (в том числе и ключ зажигания повёрнут в положение «Off», когда не горит ни одна лампочка на приборной паенли и не работает магнитола) — в противном случае при снятии и последующем соединении заряженного аккумулятора с проводами питания автомобиля, место контакта будет сильно искрить.
После снятия зачистите контакты клемм аккумулятора и проводов для лучшего контакта.
Подключение зарядного устройства
Перед процессом зарядки аккумулятора всегда проверяйте уровень электролита посредством специального мерного окошка на аккумуляторе. При необходимости долейте электролит и почистите и протрите клеммы аккумулятора.
Желательно помимо самого зарядного устройства иметь также такой прибор как ареометр — специальный несложный прибор для измерения плотности электролита. Так Вы сможете определить, когда аккумулятор зарядится (электролит перестанет изменять (повышать) свою плотность), хотя, скорее всего, Ваше зарядное устройство покажет Вам, когда аккумулятор будет полностью заряжен.
У большинства аккумуляторов как раз для процесса зарядки установлены специальные вентиляционные отверстия с крышками, закрывающими их. Эти крышки желательно удалить перед зарядкой.
Установите зажим (или любой другой способ крепления провода зарядного устройства к клеммам аккумулятора) положительного (+) провода от зарядного устройства — он, как правило, окрашен в красный цвет — на положительную клемму аккумулятора — она, как правило заметно больше, чем отрицательная. Таким же образом соедините отрицательный провод с отрицательной клеммой.
Подключите зарядное устройство к сети и включите его. Индикатор или датчик (амперметр) покажет, что аккумулятор на данный момент заряжается. Датчик вначале может показывать высокую скорость зарядки, но она должна постепенно падать в процессе, пока аккумулятор заряжается. Если на Вашем зарядном устройстве нет автоматического изменения силы тока, то Вам необходимо установить его вручную — максимальная его величина должна составлять 10% от его номинальной ёмкости, а оптимальная для зарядки — 5% — так, при ёмкости аккумулятора 60 А•ч сила тока на з/у при зарядке должна быть выставлена в 3 Ампера, а если эта величина будет выставлена превышающей 6 Ампер, то это более вероятно повредит аккумулятор. Помните, что чем ниже сила тока, тем дольше будет заряжаться аккумулятор, но тем дольше будет срок его службы при периодических циклах зарядки-разрядки.
Можно ли зарядить автомобильный аккумулятор от портативного пуско-зарядного устройства?
Если ответить коротко, то нет, нельзя. Ниже — почему это не получится.
У портативного пуско-зарядного устройства, в русском языке, очень много синонимов. Как его только не называют: джамп-стартер, пускач, бустер, инвертор.
Фактически – это Power Bank с функцией старта двигателя автомобиля при неисправном бортовом АКБ.
Строго говоря, пускач, не предназначен, для заряда батареи. Его главная задача – запустить мотор при просаженном АКБ, когда бортовой аккумулятор не справляется с задачей старта.
Заряд свинцово-кислотных аккумуляторов
Заряд выполняют с помощью специального зарядного устройства. Как правило, питание происходит от переменного 220В, который преобразуется в постоянный ток через трансформатор. Обычно это 14,4 — 16,5 вольт.
Зарядка полностью разряженного АКБ происходит достаточно долго, в зависимости от начальной емкости. Длится от нескольких часов до суток. Это делается для того, чтобы большие токи не «вскипятили» электролит батареи, не вызвали мощное газовыделение. На аноде (+) выделяется кислород, а на катоде (-): водород. Ток заряда, например, у устройства «Вымпел-20» не превышает 6А.
Зарядное устройство позволяет зарядить бортовой аккумулятор в домашних условиях
Тем не менее, вопрос именно об умении заряжать джамп-стартером бортовую АКБ, почему-то, регулярно встает у наших покупателей.
Ниже будут указаны данные конкретного примера такой зарядки. Это, так сказать, средняя температура по больнице. Но пример позволяет оперировать цифрами. При желании и возможности, вы всегда можете их проверить. А при выборе пуско-зарядного устройства, учитывать их. Думаю, здесь все понятно. Поехали.
Для начала определимся, что и как мы будем заряжать
Берем автомобиль с бензиновым мотором и разряженным АКБ.
- На борту батарея Varta D15. Емкостью 63Ач. 11,36В на клеммах.
- Температура при старте – около 0°C.
- Бензиновый двигатель Renault Duster 2015 г, 1,6л, 114 л.с.
- Заряжать будем пусковым устройством CARKU PRO 30. Емкость 62,9 Вчт. Пусковой ток 500А.
CARKU PRO и автомобиль
Почему такая батарея и именно это устройство быстрого старта? АКБ достаточно типовой. Чаще всего, батареи примерно такой емкости попадаются на современных авто с бензиновым мотором.
Carku – известный бренд. Характеристики, указанные на коробке устройства, проверены большим числом людей. Этот прибор тестировался как нами, так и другими независимыми экспертами.
Цифрам ниже можно доверять.
Как происходит заряд автомобильного аккумулятора в нормальной жизни?
Напряжение заряженной батареи обычно составляет 12,6 В. Когда аккумулятор «просаживается», то на клеммах падает до 10-11,5В. В нашем примере, это 11,36В.
Теперь вернемся к пускачу. Поскольку замеры делали на модели CARKU PRO 30, я расскажу именно о нем.
Очень важно понимать — как происходит старт двигателя при сильно разряженном АКБ. У «Каркуши» для этого есть специальный режим. Называется он «Boost».
Что такое режим «BOOST»?
Это специальный интеллектуальный режим работы. Идет контроль за неверным подключением проводов, перегревом и перегрузом. Работа устройства в этом режиме ограничена 30 секундами. Сделано для того, чтобы аккумулятор бустера не вздулся и не вышел из строя. Помните, сколько идет зарядка, «правильным» зарядником АКБ? Сутки. Здесь у нас с вами только 30 секунд. Запомните это. Идем дальше.
Также обеспечивается блокировка течи обратных токов в пусковое устройство.
После завершения 30 секунд, режим «BOOST» автоматически завершается.
При нажатии на кнопку BOOST пуско-зарядное устройство переходит в режим запуска двигателя
Как выполняется запуск двигателя пуско-зарядным устройством?
- Соединяем силовые провода к бортовой батарее. «Плюс» к «+», «Минус» к «—».
- Соединяем провода c пускачём.
- Нажимаем кнопку «BOOST». Напряжение на батарее подскочило от «родных» 11,36В до 16,4В. Все готово для старта мотора.
- Поворачивая ключ зажигания, делаем запуск двигателя. Напряжение просело до 12В. Это появилась нагрузка в виде стартера, который пытается провернуть мотор. Ток потек из нашего пускача. Значение силы тока, конечно, зависит от конкретного автомобиля. Обычно в пределах 150-200А при нормальных температурах старта. У нас получилось при замере: 150А.
- Как только пускач узнал, что двигатель стартовал – т.е. исчезла нагрузка, режим бустера сразу был отключен.
Если мы просто нажмем «BOOST», но не будем запускать мотор, то наш маленький помощник будет заряжать бортовой аккумулятор! Правда, всего 30 секунд. Выше я говорил, что штатный зарядник для автомобильных АКБ делает это в течении суток.
Так что заряжать АКБ, строго говоря, можно, но конструктивно это не предусмотрено. 30 секунд – крайне мало чтобы увидеть хоть какой-то заметный эффект роста напряжения на клеммах.
Если режим «BOOST» не включен, то напряжение на клеммах не превышает 12В, и ток заряда не потечет. Можно нажимать после завершения тридцатисекундного периода «БУСТ» еще раз. Потом еще раз. Еще… Пока не надоест…
Джамп-стартер не предназначен для заряда АКБ. Это является дополнительной особенностью прибора в момент самого главного – старта двигателя с его помощью.
Аккумуляторная батарея 12В Varta D15 63 Ач
Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая клеммы и аккумулятор
Несмотря на свое достаточно простое устройство, автомобильный аккумулятор до сих пор остается одной из наиболее сложных и непонятных деталей авто. Традиционных вопросов, связанных с его правильной эксплуатацией у автомобилистов достаточно много, и одним из них является вопрос о том, нужно ли его заряжать, как часто это делать, и всегда ли необходимо его для этого снимать. Любой аккумулятор нуждается в периодической зарядке и, в основном, для этого требуется его снимать – к примеру, при обязательном проведении технического обслуживания.
Также потребуется зарядка в том случае, если он просто сел, и не в состоянии обеспечить адекватной силы пусковой ток. Такое часто случается, когда в автомобиле всю ночь работает какой-либо электроприбор – магнитола, фары или габариты, освещение салона. В других случаях заряжать батарею не требуется. При условии регулярного контроля напряжения АКБ, которое рекомендовано проводить 4-5 раз в год . Для этого достаточно использовать обыкновенный амперметр. В холодное время периодичность контроля можно увеличить.
Зарядка АКБ – снимать с авто или нет
Вообще, гораздо удобнее заряжать аккумулятор, который снят с автомобиля. Так его можно тщательно осмотреть на предмет повреждений корпуса, очистить, проверить уровень электролита и его плотность – и все в комфортных условиях. Но вот владельцы автомобилей с огромным количеством сложной электроники стараются этого не делать, мотивируя возможными проблемами с электроникой возникающими после того, как заряженный аккумулятор вернется на свое место. Справедливости ради необходимо отметить, что такие опасения имеют под собой почву.
Дело в том, что большинство сложной бортовой электроники крайне чувствительны к отключению электропитания. Известно немало случаев, когда вновь поставленный аккумулятор выводил из строя датчики, контроллеры или бортовой компьютер. Владельцы таких автомобилей всеми правдами и неправдами стараются зарядить аккумулятор, не снимая с автомобиля. Либо пускаются в другую крайность – совсем не заряжают установленный аккумулятор, надеясь, что это сделает бортовая система зарядки.
Это далеко не так. Дело в том, что во время работы двигателя батарею подзаряжает генератор. Но при этом требуется обеспечить максимальную безопасность процессу. Для того, чтобы процесс выделения газов оставался под контролем и не превышал нормальных значений, возле генератора расположен специальный регулятор, отвечающий за то, чтобы зарядный ток не превысил показателя в 14 В, в то время как для полной зарядки батареи необходимы 14,5 В. Таким образом аккумулятор в автомобиле никогда не бывает заряжен на 100%
Правильная зарядка аккумулятора без съема
Итак, ответом на вопрос можно ли заряжать аккумулятор, не снимая клеммы стало – да. Поэтому нужно понять, как сделать это правильно, быстро и безопасно. Для начала стоит иметь ввиду тот факт, что даже извлеченный из замка ключ зажигания не блокирует подачу энергии на некоторые приборы. В норме, напряжение питания всей автоэлектроники не превышает 12 В, тогда как ток зарядки для аккумулятора составляет 1,5-16 В. Поэтому, если нет уверенности, что вся электроника обесточивается, имеет смысл снять минусовую клемму с АКБ – это позволит сохранить приборы.
Осуществляя зарядку аккумулятора, не снимая его с автомобиля, необходимо действовать следующим образом:
- освободить аккумулятор от защитной крышки, убрать металлические болты, очистить верхнюю поверхность, включая выводы;
- проверить уровень электролита, при его нехватке обязательно восполнить недостаток дистиллированной водой – в противном случае 100%-го заряда не будет;
- приготовить зарядное устройство – оно должно быть отключено от сети, при подключении строго следить за соблюдением полярности;
- включить зарядное устройство в сеть.
Какое время требуется на качественную зарядку
Если заряжать аккумулятор, не снимая клеммы, однозначно можно, то вот со временем, которое требуется на полную зарядку все не так однозначно. Время, которое потребуется для зарядки каждого аккумулятора различно. Так, особо мощные батареи заряжаются намного дольше, нежели аккумуляторы малой емкости. На время полной зарядки оказывает влияние и степень его разряда – при полном отсутствии в АКБ энергии времени на его зарядку уйдет достаточно много. Конечно, имеет значение и сила зарядного тока, и температура окружающей среды, и само зарядное устройство. Посмотреть на практический процесс заряда и его времени можно на видео:
Имеет значение и цель заряда. К примеру, если необходимо срочно зарядить аккумулятор, не снимая с автомобиля, то для того, чтобы завести двигатель, можно поступить следующим образом:
- отсоединить от него провода;
- подключить зарядное устройство, затем включить его в сеть;
- выставить значение тока на предел;
- выждать 15 минут;
- отключить «зарядник», подключить провода и завести авто.
Такая мера является вынужденной, и слишком часто прибегать к ней не стоит. Для более качественного и полного заряда лучше снимать батарею. Выполнив все необходимые предварительные действия (очистка, проверка и коррекция электролита) оставить подключенным к зарядному устройству на целую ночь. Не нужно лишь забывать оставить пробки выкрученными. Об окончании цикла зарядки лучше всего судить не по времени, а по зарядному устройству.
Новый аккумулятор – следует ли его заряжать
Вновь приобретенный аккумулятор также можно заряжать, не снимая клеммы, но многих автолюбителей волнует вопрос – а нужно ли это делать. Стоит начать с того, что новый он будет лишь для покупателя. До момента приобретения он мог «пылиться» в магазине много месяцев, и, если после покупки он будет сразу установлен в авто, его мощности очень скоро может не хватить для запуска двигателя, особенно в зимнее время. Поэтому более правильным будет сначала зарядить его, и лишь после этого начинать эксплуатацию.
Вне зависимости от того, какой заряжается аккумулятор и каким образом – снимая с авто или нет, необходимо соблюдать все меры предосторожности, поскольку неправильная зарядка может закончится весьма плачевно. Первое, на что важно обращать пристальное внимание – хорошая вентиляция. В процессе «подпитки» батарея выделяет в окружающий воздух огромное количество крайне агрессивных для человека химических соединений. К ним относится сернистый газ, мышьяковистый водород и многие другие, а кроме этого, огромное количество водорода, при соединении с кислородом образующего взрывоопасную смесь.
Кроме того, работать с аккумулятором необходимо лишь в перчатках, поскольку серная кислота может вызвать глубокие химические ожоги кожных покровов. Естественно, что, если начать процесс зарядки при закрытых крышках банок, весьма вероятен взрыв батареи. В том случае, если заряд ведется самодельными устройствами, необходимо помнить и о примерном времени окончании заряда, поскольку перезаряд также вреден для аккумулятора, как и полный разряд.
Узнаем, как заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством?
В конструкции автомобиля за заряд аккумуляторной батареи отвечает электрический генератор. Кроме того, после генератора устанавливается специальный реле-регулятор, корректирующий напряжение зарядки в районе 14,1 В. Известно, что для полноценной зарядки аккумуляторной батареи необходимо не менее 14,5 В. Получается, встроенная зарядная система неспособна полноценно заряжать автомобильный аккумулятор, что приводит к необходимости использования дополнительного зарядного устройства.
В летний период данная необходимость не так важна, ведь аккумулятор способен обеспечивать запуск двигателя и при неполной зарядке. Чего нельзя сказать о зиме, когда на улице наблюдаются стабильно отрицательные температурные показатели, уменьшающие емкость аккумулятора в два раза. Поэтому многие специалисты советуют полностью заряжать свой аккумулятор перед наступлением холодов, чтобы не попасть в неприятную ситуацию в самый неподходящий момент.
Типы зарядных устройств
На сегодняшний момент, различают два вида подобных зарядных устройств:
- Пусковое. Суть данного зарядного устройства состоит в отдаче максимального тока, а сам режим зарядки осуществляется в автоматическом режиме. Большим минусом подобных устройств является необходимость отключения всех составляющий от аккумуляторной батареи. Если этого не сделать, то вся электроника автомобиля может довольно быстро выйти из строя.
- Предпусковое. С помощью данного агрегата можно осуществлять и подзарядку батареи. Подобное устройство является для транспортных средств с автоматической коробкой передач, ведь нет необходимости отключать аккумулятор от основных узлов авто.
Полезное видео на тему зарядки автомобильного аккумулятора
Подготовительные мероприятия для правильной зарядки
Проверить это достаточно просто, нужно для начала вынуть его из специальной ниши в автомобиле. Бывают случаи, что причиной разрядки может стать механическое повреждение корпуса аккумуляторной батареи, вследствие чего вытекает электролит. Поэтому батарею нужно тщательно осмотреть на предмет нахождения на ней различных трещин — если они есть, то дальнейшая эксплуатация АКБ невозможна.
Степень разряда батареи можно узнать по специальному индикатору, который довольно часто монтируется на корпусе устройства. Рядом с индикатором должна находится поясняющая запись, говорящая о том, какой именно цвет о чем говорит.
Разряженный аккумулятор можно идентифицировать по тому напряжению, которое есть на клеммах. Для этого будет нужен обыкновенный тестер, с помощью которого проверяется напряжение. Если оно ниже номинальных значений, то аккумулятор разряжен.
Чтобы зарядка аккумулятора прошла правильно, нужно перед самим процессом проверить состояние электролита. Сделать это можно через заливные пробки, сам электролит должен быть в чистом состоянии, без дополнительных примесей. Кроме того, уровень его должен быть выше пластин. При необходимости, нужно произвести замену, либо залить нужное количество.
Особенное внимание нужно уделять также отверстию в крышке аккумуляторной батареи. Если оно будет чем-то забито, то испарения не будут выходить из устройства, что очень нежелательно.
Большое видео про выбор и пользование зарядным устройством (вторая часть ниже)
Порядок зарядки
Закончив в предварительной подготовкой, можно приступать непосредственно к заряду аккумулятора. Нужно учитывать тот факт, что электролит имеет свойство испаряться в процессе зарядки, поэтому производить ее в жилых помещениях крайне не рекомендуется.
Также нужно соблюсти правильную последовательность подключения, т.е. сначала лучше осуществить подключение зарядного устройства к АКБ, а потом только в сеть. Кроме того, надо следить за правильностью данного подключения устройства к батарее, ведь в случае ошибки будут повреждены предохранители ЗУ.
Отличают два метода зарядки:
- С помощью постоянного тока. Данный способ зарядки считается наиболее простым, ведь для его осуществления необходимо лишь правильно выставить силу тока при помощи регулятора. Данное значение должно составлять порядка 10% от энергоемкости АКБ. В процессе заряда батареи, данное значение будет постепенно уменьшаться. Окончательным сигналом завершения процесса будет нулевое показание стрелки амперметра. В среднем, весь процесс занимает порядка 13 часов.
- С помощью переменного тока. Данный способ более сложный, потому что необходимо задавать силу тока самому. На начальном этапе, необходимо поставить такое же значение, как и в предыдущем методе — 10% от энергоемкости АКБ. Как только напряжение достигнет 14 В, необходимо понизить силу тока ровно в два раза, после чего заряжать с такими параметрами до 15 В.Как только напряжение дойдет до 15 В, нужно снова понизить силу тока в два раза. Зарядка будет произведена после того, как напряжение будет находиться на одном уровне в течение 60 минут.
Это все, что касается зарядки аккумулятора, которая производится вне автомобиля. Однако, бывают случаи, когда заряжать аккумулятор нужно непосредственно в транспортном средстве. Чтобы правильно произвести этот процесс, лучше следовать нескольким полезным рекомендациям:
- Автомобиль должен располагаться в закрытом помещении, где температура находится на приемлемом для работы уровне. Кроме того, в помещении не должно быть повышенной влажности.
- Перед началом процесса зарядки, лучше дать аккумулятору определенное время на привыкание, т.е. достижения им температуры помещения. В среднем, это достигается за пару часов.
- Также необходимо отключить все электрооборудование, подключенное в сеть. Сделать это лучше на этапе предварительной подготовки, до заряда АКБ.
- Необходимо произвести предварительную проверку, как и в предыдущем способе, когда АКЮ вынимается из авто. То есть, проверить электролит, напряжение на клеммах и т.д.
- В остальном, процесс зарядки аккумулятора практически ничем не отличается от предыдущего способа. Необходимо следить за капотом, чтобы он не захлопнулся в самый неподходящий момент. Если это произойдет, то клеммы будут повреждены, что приводит довольно к неприятным последствиям. Следовательно, нужно правильно подключать зарядное устройство к батарее, т.е. когда отсутствует ток в устройстве.
- Заряжать аккумулятор нужно правильно, постепенно увеличивая силу тока в поэтапном режиме. Делается это для того, чтобы предостеречь устройство от перепадов напряжения.
Видео про внутренние компоненты и обслуживание зарядного устройства (продолжение)
Определение степени заряда
После завершения всех манипуляций, нелишним будет проверить уровень заряда аккумулятора. Для этого нужно проверить напряжения на клеммах с помощью нагрузочной вилки. Если таковой не нашлось, то самым простым выходом из ситуации будет установка АКБ на машину. Если мы все сделали правильно и уровень заряда достаточный, Аккумулятор будет в нормальном режиме крутить стартер, а также беспрепятственно производить запуск силовой установки.
Зарядка нового аккумулятора
Объяснение этому довольно простое — батарея могла сколько угодно лежать на складе, прежде чем её приобрели. За данное время мог снизиться уровень плотности электролитов, поэтому такая батарея будет заряжена не на весь уровень. Перед покупкой лучше уточнить у продавца дату изготовления устройства, чтобы не попасть в неловкую ситуацию со своим автомобилем.
Для зарядки нового аккумулятора лучше воспользоваться стандартным зарядным устройством, а также запастись определенным количеством электролита. Сам процесс будет состоять из нескольких этапов:
- В новый АКБ нужно залить электролит, после чего оставить его на 4-5 часов. Затем снимаем пробки с каждой банки.
- Сколько нервов было потрачено при неправильном способе подключения зарядки к аккумулятору. Чтобы этого избежать, необходимо сначала подключить клеммы зарядки к АКБ, и только затем включить в сеть.
- Далее необходимо выставить правильный уровень тока — для новых АКБ используется ток малых значений (на устройстве нужно выбрать самый минимальный показатель).
- Многие интересуются — сколько требуется времени для зарядки нового аккумулятора автомобиля? В среднем, нужно порядка 3 часов для полноценного заряда устройства. Если же на зарядке присутствует специальный индикатор, то необходимо следить за уровнем заряда и всего лишь. В конце, нелишним будет воспользоваться ареометром — устройством, с помощью которого проверяется плотность электролитов.
Меры предосторожности
Чтобы избежать неприятным последствий при осуществлении зарядки аккумулятора автомобиля необходимо соблюдать несколько действенных рекомендаций:
Помните о том, что в банках аккумулятора находится кислота, поэтому в работе лучше воспользоваться элементарными средствами личной безопасности — перчатками и очками.
Важно понимать, что процесс зарядки сопровождается испарением различных вредных газов, поэтому осуществлять данный процесс лучше в помещении, которое проветривается достаточным образом.
Помимо опасных газов выделяется еще и водород, который может вступить во взаимодействие с кислородом. Иными словами, если в таком помещении возникнет даже незначительная искра, то может произойти взрыв.
В принципе, это все, что нужно знать о зарядке аккумулятора автомобиля. Соблюдение правильной последовательности и элементарных норм безопасности позволит вам осуществить данный процесс правильно.
Обзор устройств для зарядки
Чтобы облегчить вопрос выбора необходимого зарядного устройства для АКБ автомобиля, лучше рассмотреть несколько вариантов, которые являются наиболее оптимальными.
КУЛОН 105 предназначен для использования со стартерными аккумуляторными батареями мощностью 12 В, а также емкостью от 20 до 95 А/ч. Применяться они могут не только для авто, но и для скутера, мотоцикла и т.д.
- зарядный ток — от 7 до 14,7 В, от 14,7 до 15,2 В;
- необходимая мощность — 90 Вт;
- вес — 580 гр;
- длина — 19 см;
- ширина — 12,5 см;
- высота — 7,8 см.
- Стоимость данного устройства составляет порядка 1300 рублей.
- BattArsenalАКБ УПБ-01 представляет собой зарядное устройство для АКБ емкостью до 65 А/ч.
- Технические данные:
- зарядный ток — от 3 А до 5 А;
- вес — 858 гр;
Цена на такое ЗУ составляет порядка 1500 рублей.
Обзор на подобное устройство в видео ниже
Bosch 11 применяется для зарядки 12-вольтовых кислотных АКБ. На устройстве присутствуют стрелочный и световой показатель тока.
- частота сети — до 60 Гц;
- энергоемкость батареи — до 75 А/ч;
- необходимая мощность — не более 85 Вт;
- зарядный ток — 4,5 А;
- вес — 475 гр;
- длина — 19 см;
- ширина — 17 см;
- высота — 14 см.
Цена на такое ЗУ составляет порядка 1400 рублей.