Gc-helper.ru

ГК Хелпер
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неподвижные контакты автоматического выключателя

Неподвижные контакты автоматического выключателя

  • Главная
  • Интернет-магазин
  • Сертификаты
  • Распродажа
  • Продукция
  • Прайс лист
  • Паспорта
  • Форум
  • Доставка
  • Реклама
  • Скачать
  • Скидки
  • Подбор
  • Статьи
  • Сметы
  • Карта сайта
  • Книги
  • Кредиты
  • Контакты

Распределительный щит трудно представить без современных модульных устройств защиты, таких как автоматические выключатели, устройств защитного отключения, дифференциальных автоматов и всевозможных реле защиты. Но далеко не всегда эти модульные устройства подключаются правильно и надежно.

В виду обслуживания электрических щитков мне иногда приходится сталкиваться с ошибками подключения автоматических выключателей, которые в них установлены. Казалось бы, как можно неправильно подключить обычный однополюсный автомат? Зачистил кабель на определенную длину, вставил в клеммы, затянул надежно винты.

Но как бы это странно не звучало, большинство людей имеет «корявые» руки и качество сборки щитов оставляет желать лучшего. Хотя на самом деле все мы совершаем или совершали ошибки в той или иной отрасли, и как говорится в известной пословице: «не ошибается тот, кто ничего не делает».

Приветствую всех друзья на сайте «Электрик в доме». В данной статье рассмотрим, как подключить автомат в щитке и разберем несколько вариантов самых распространенных и грубых ошибок.

Подключение автоматов в щитке – вход сверху или снизу?

Первое с чего бы хотел начать это правильность подключения автомата в принципе. Как известно автоматический выключатель имеет два контакта для подключения подвижный и неподвижный. На какой из контактов необходимо подключать питание к верхнему или нижнему? На сегодняшний день споров по этому поводу развелось очень много. На любом электротехническом форума куча вопросов и мнений на этот счет.

Обратимся за советом к нормативным документам. Что сказано в ПУЭ по этому поводу? В 7-м издании ПУЭ пункт 3.1.6. сказано:

Как видно в правилах сказано, что питающий провод при подключении автоматов в щитке должен присоединяться, как правило, к неподвижным контактам. Это также относится ко всем узо, дифавтоматам и прочих устройств защиты. Из всей этой вырезки непонятно выражение «как правило». То есть вроде, как и должно, но в некоторых случаях может быть и исключение.

Чтобы понимать, где расположен подвижный и неподвижный контакт нужно представлять внутреннее устройство автоматического выключателя. Давайте на примере однополюсного автомата рассмотрим, где находится неподвижный контакт.

Перед нами автомат серии ВА47-29 фирмы iek. Из фото понятно, что неподвижным контактом у него является верхняя клемма, а подвижным контактом — нижняя клемма. Если рассмотреть электрические обозначения на самом выключателе, то здесь тоже видно, что неподвижный контакт находится сверху.

У автоматических выключателей других фирм производителей аналогичные обозначения на корпусе. Взять, например автомат фирмы Schneider Electric Easy9, у него неподвижный контакт также находится сверху. Для УЗО Schneider Electric все аналогично сверху находятся неподвижные контакты, а снизу подвижные.

Другой пример, защитные устройства фирмы Hager. На корпусе автоматических выключателей и УЗО hager также можно увидеть обозначения, из которых понятно, что неподвижные контакты находятся сверху.

Давайте разберемся, с технической стороны есть ли значение, как подключить автомат сверху или снизу.

Автоматический выключатель защищает линию от перегрузок и коротких замыканий. При появлении сверхтоков реагируют тепловой и электромагнитный расцепитель, расположенные внутри корпуса. С какой стороны будет подключено питание сверху или снизу для срабатывания расцепителей разницы абсолютно нет. То есть с уверенностью можно сказать, что на работу автомата не влияет, на какой контакт будет подведено питание.

По правде говоря, должен отметить, что производители современных «брендовых» модульных устройств, такие как ABB, Hager и прочие допускают подключение питания к нижним клеммам. Для этого на автоматах имеются специальные зажимы, предназначенные под гребенчатые шины.

Почему же в ПУЭ советуют подключение выполнять на неподвижные контакты (верхние)? Такое правило утверждено в целях общего порядка. Любой образованный электрик знает, что при выполнении работ необходимо снять напряжение с оборудования, на котором будет работать. «Залазя» в щиток человек интуитивно предполагает наличие фазы сверху на автоматах. Отключив АВ в щитке, он знает, что напряжения на нижних клеммах и все что от них отходит, нет.

Теперь представим, что подключение автоматов в распределительном щите Вам выполнял электрик дядя Вася, который подключил фазу к нижним контактам АВ. Прошло некоторое время (неделя, месяц, год) и у Вас появилась необходимость заменить один из автоматов (или добавить новый). Приходит электрик дядя Петя, отключает нужные автоматы и уверенно лезет голыми руками под напряжение.

В недалеком советском прошлом у всех автоматов неподвижный контакт располагался вверху (например, АП-50). Сейчас по конструкции модульных АВ не разберешь где подвижный, а где неподвижный контакт. У АВ которые мы рассматривали выше, неподвижный контакт был расположен сверху. А где гарантии, что у китайских автоматов неподвижный контакт будет расположен сверху.

Поэтому в правилах ПУЭ подключение питающего проводника к неподвижным контактам подразумевает лишь подключение на верхние клеммы в целях общего порядка и эстетики. Я сам сторонник подключения питания к верхним контактам автоматического выключателя.
Для тех, кто со мной не согласен вопрос на засыпку, почему на электрических схемах питание на автоматы подключают именно на неподвижные контакты.

Если взять, например обычный рубильник типа РБ, который установлен на каждом промышленном объекте, то его никогда не подключат верх ногами. Подключение питания к коммутационным аппаратам такого рода полагает только к верхним контактам. Отключил рубильник и ты знаешь, что нижние контакты без напряжения.

Подключаем провода к автомату – кабель с монолитной жилой

Подключаем провода к автомату – кабель с монолитной жилой
Как выполняет подключение автоматов в щитке большинство пользователей? Какие ошибки можно при этом допустить? Давайте разберем здесь ошибки, которые наиболее часто встречаются.

Ошибка – 1. Попадание изоляции под контакт.

Все знают, что перед тем как подключить автомат в щитке нужно снять изоляцию с подключаемых проводов. Казалось бы, здесь нет ничего сложного, зачистил жилу на нужную длину, затем вставляем ее в зажимную клемму автомата и затягиваем ее винтом, обеспечивая тем самым надежный контакт.

Читать еще:  Выключатель перфоратора хитачи dh24pc3

Но встречаются случаи, когда люди в недоумении, почему выгорает автомат, когда все правильно подключено. Или почему периодически пропадает питание в квартире, когда проводка и начинка в щитке абсолютно новые.

Одна из причин вышеописанного попадание изоляции провода под контактный зажим автоматического выключателя. Такая опасность в виде плохого контакта несет в себе угрозу оплавления изоляции, не только провода, но и самого автомата, что может привести к пожару.

Чтобы этого исключить нужно, следить и проверять, как затянут провод в гнезде. Правильное подключение автоматов в распределительном щите должно исключать такие ошибки.

Ошибка — 2. Нельзя подключать несколько жил разных сечений на одну клемму АВ.

Если возникла необходимость подключить несколько автоматов стоящих в одном ряду от одного источника (провода) для этой цели как невозможно лучше подойдет гребенчатая шина. Но такие шины не всегда есть под рукой. Как объединить несколько групповых автоматов в таком случае? Любой электрик, отвечая на этот вопрос, скажет сделать самодельные перемычки из жил кабеля.

Чтобы сделать такую перемычку используйте куски провода одинакового сечения, а лучше вообще не разрывайте его по всей длине. Как это сделать? Не снимая с провода изоляцию, формируете перемычку нужной формы и размеров (по количеству ответвлений). Затем зачищаем изоляцию с провода в месте перегиба на нужную длину, и у нас получается неразрывная перемычка из цельного куска провода.

Никогда не объединяйте автоматы перемычками кабелем разного сечения. Почему? При затягивании контакта хорошо зажмется жила с большим сечением, а та жила, у которой сечение меньше будет иметь плохой контакт. Как следствие оплавление изоляции не только на проводе, но и на самом автомата, что несомненно приведет к пожару.

Пример подключения автоматических выключателей перемычками из разных сечений кабеля. На первый автомат приходит «фаза» проводом 4 мм2, а на другие автоматы уже идут перемычки проводом 2.5 мм2. На фото видно, что перемычка из проводов разного сечения. Как следствие плохой контакт, повышение температуры, оплавление изоляции не только на проводах, но и на самом автомате.

Для примера попробуем затянуть в клемме автоматического выключателя две жили с сечением 2.5 мм2 и 1.5 мм2. Как бы я не старался обеспечить надежный контакт в этом случае, у меня ничего не получалось. Провод сечением 1.5 мм2 свободно болтался.

Еще один пример на фото дифавтомат, в клемму которого воткнули два провода разного сечения и попытались все это дело надежно затянуть. В результате чего провод с меньшим сечением болтается и искрит.

Ошибка – 3. Формирование концов жил проводов и кабелей.

Этот пункт, скорее всего, относится не к ошибке, а к рекомендации. Для подключения жил отходящих проводов и кабелей к автоматам мы снимаем с них изоляцию примерно на 1 см, вставляем оголенную часть в контакт и затягиваем винтом. По статистике 80 % электриков именно так и подключают.

Контакт в месте соединения получается надежный, но его дополнительно можно улучшить без лишних затрат времени и средств. При подключении к автоматам кабелей с монолитной жилой сделайте на концах U-образный загиб.

Такое формирование концов увеличит площадь соприкосновения провода с поверхностью зажима, а значит контакт будет лучше. P.S. Внутренние стенки контактных площадок АВ имеют специальные насечки. При затягивании винта эти насечки врезаются в жилу, благодаря чему надежность контакта увеличивается.

Присоединение к автомату многожильных проводов

Для разводки щитов электрики часто отдают предпочтение гибкому проводу с многопроволочной жилой типа ПВ-3 или ПуГВ. С ним легче и проще работать, чем с монолитной жилой. Но здесь есть одна особенность.

Основная ошибка, которую допускают новички в этом плане, подключают многожильный провод к автомату без оконцевания. Если обжать голый многожильный провод как он есть то при затягивании жилки передавливаются и обламываются, а это приводит к потере сечения и ухудшению контакта.

Опытные «спецы» знают, что затягивать голый многожильный провод в клемме нельзя. А для оконцевания многопроволочных жил нужно применять специальные наконечники НШВ или НШВИ.

Корме того если существует необходимость подключения двух многожильных провода к одному зажиму автомата для этого нужно использовать двойной наконечник НШВИ-2. С помощью НШВИ-2 очень удобно формировать перемычки для подключения нескольких групповых автоматов.

Что будет, если фаза подключена к автомату снизу?

Для электриков- так делать нельзя!

Автоматические выключатели — полюсность и схемы подключения

О смерти автоматического выключателя

В сети ходит много разных легенд и небылиц о том как коварно ломаются автоматы.

На самом деле простому обывателю доступны всего три вида смерти автомата: отключается при нагрузке ниже номинальной, не взводится и в совсем редких случаях «залип».

Я хочу рассказать о самой распостраненной проблеме, когда автомат перестает держать нагрузку.

Для начала краткий экскурс в анатомию автоматического выключателя.

Так выглядит изнутри практически любой модульный автомат любой фирмы от ИЕК до АББ.

Сверху клемма. Из нее идет неподвижный контакт с контактной площадкой. Он упирается в дугогасительную камеру.
подвижный контакт с контактной площадкой. От него гибкая косичка из медных проволочек идет на катушку электромагнитного расцепителя из нескольких витков толстой медной проволоки. От нее так же косичкой присоединяется биметаллическая пластинка теплового расцепителя. И дальше нижний контакт автомата.

Итак, что же такое тепловая смерть автомата и отчего она происходит.

При отключении номинальной нагрузки и уж тем более токов короткого замыкания контактные пластинки подвижного и неподвижного контакта немного деформируются и подгорают.

С каждым отключением все больше и больше. Постепенно переходное сопротивление контактов растет и разумеется они начинают греться. Вслед за подвижным контактом через косичку нагревается катушка электромагнитного расцепителя, а там и биметаллическая пластина. Что приводит к тому, что при нагрузках ниже номинальной, автомат начинает отключаться. И с каждым новым отключением ток необходимый для отключения падает. А там модульный аппарат спасает только замена.

Читать еще:  Автоматический выключатель а3716 25а

Вот посмотрите на два полюса одного автомата ЕКФ проработавшего на стройке моего дома пару лет и перенесшего несколько КЗ.

Обратите внимание на цвет косичек и подвижного контакта

То же самое ближе.
«Здоровый» полюс свеженький медного цвета слева. Подгоревший справа.

И полюса без корпусов рядом. Слева здоровый. Справа горелый. Обратите внимание на контактную пластину и дорожки от дуги на неподвижном контакте (сверху).

В заключении хочу сказать, что после смерти одного из контактов, я просто скинул с нее нагрузку и после этого автомат еще немного поработал и перестал взводиться. Но это совсем другая история.

Инструкция по подключению автоматического выключателя

В данном материале будут описаны все основные нюансы подключения автоматических защитных выключателей. Это под силу даже тем, у кого нет должного опыта, главное – не повторять распространенных ошибок.

Единого мнения среди практиков, о порядке очередность подключения питания к подвижным и неподвижным контактам, нет.

В пункте 3.1.6 Правил Устройств Электроустановок сказано, что почти все аналогичные устройств независимо от модификации, имеют следующее расположение:

  • подвижные контакты расположены снизу;
  • неподвижные контакты расположены сверху.

Наглядно убедиться в этом можно будет на примерах ниже. При внимательном прочтении указанного пункта можно легко убедиться, что указания порядка подключения являются рекомендациями, а не запретом, из-за чего на практике и происходят нарушения. Основа этой ошибки в том, что независимо от порядка подключения, автоматический выключателе все равно сработает, будь-то случится перегрузка или короткое замыкание.

В контексте данной дилеммы можно выделить два нюанса:

1.Каждая пара разнотипных контактов имеет поверхностный слой из разнородных сплавов. В результате заводских испытаний было установлено, что при использовании выключателей в сети с переменным током, процесс выгорания равномерный и не критический, но при работе с постоянным током наблюдается перенос металла с одной поверхности на другую, что недопустимо.

2.Однотипное подключение всех защитных автоматов в жилом секторе значительно повышает уровень безопасности ремонтных и профилактических электромонтажных работ.

Практика подключения защитного автомата

Рассмотрим особенности подключения автоматов одно и двухполюсного типа. В электрических сетях с одной фазой используются и те, и другие автоматы. При системе заземления (ТИП 1), когда нулевой провод соединяется с заземляющим контуром, установленным обособленно от электрической подстанции и выполняет роль, и защитного, и рабочего проводника, ввод помещения производится с помощью двух проводов – нулевого и фазового. В таком случае подключение защитного автомата выполняется по следующему алгоритму:

  • фаза питания соединяется с клеммой 1 автомата ввода на 40 Ампер однополюсного типа;
  • далее от клеммы 2 она проходит на электрический счетчик и далее распределяется по групповым автоматам 16 Ампер;
  • защищающий ноль и питания через счетчик подключаются к нулевой шине.

При системе заземления (ТИП 2), когда нулевой провод состоит из двух частей – рабочего нулевого и защитного провода, ввод помещения осуществляется уже тремя проводами. Алгоритм подключения в данном случае следующий:

  1. Фаза питания через клемму 1 подводится к входному выключателю 40 А двухполюсного типа.
  2. Нулевой провод подводится к клемме 3.
  3. Фаза от клеммы 2 коммутируется с групповыми автоматами 16 Ампер через электросчетчик.
  4. Нулевая фаза через клемму 4 подводится к УЗО и шине N.

Схема подключения автоматических выключателей трехполюсного и четырехполюсного типа

Для запитывания трехфазных электрических двигателей используются автоматические выключатели ВАМУ-10.

Контакты 1, 3 и 5 являются неподвижными и соединяются с питающими фазами A, Bи C. Подвижные контакты 2, 4 и 6 подводятся к обмотке электродвигателя.

В электросетях с тремя фазами и заземлением ТИП 2 допускается применения автоматических выключателей трехполюсного и четырехполюсного типа. Схема подключения предполагает использование дополнительного полюса N.

Особенности подключения к защитному автомату

Каждый автомат имеет технический паспорт, в котором указаны четкие требования к используемым проводникам:

  • тип крепления;
  • диаметр сечения;
  • величина удаляемой с концов изоляции.

Например, при подключении автомата ВА 47-29 С10, изоляция с конца удаляется на 0,7-1 сантиметр. Затем жила вводится в зазор контактного зажима и фиксируется винтом. Прочность крепежа проверятся опытным путем – нужно как следует потянуть за провод с покачиваниями в разные стороны.

При использовании гибкого провода, наконечники должны иметь соответствующее сечение.

Важно! В зазоре зажима контакта не должно быть изоляционной оболочки. При излишнем усилии на фиксирующий винт, корпус выключателя может деформироваться, что может стать причиной изменения расположения токопроводящих деталей и, как следствие, устройство будет перегреваться и придет в негодность.

Каким образом подключать автоматы, если они расположены в ряд? В случае, когда на распределительном щитке количество автоматов превышает один и они установлены в ряд, то для их соединения лучше всего использовать не отдельные куски провода, как это бывает на практике, а специальную медную шину. Она подгоняется под нужную длину и затем к ней подключаются фазы выключателей в порядке очередности.

Вот в принципе и все, что нужно знать, чтобы не допустить ошибок при монтаже автоматических защитных выключателей и подключить их самостоятельно, без привлечения профессионального электрика.

Для закрепления материала по теме «Как подключить автоматический выключатель» можно посмотреть соответствующие видео-материалы, которые можно найти в свободном доступе в сети Интернет.

14 способов угробить автомат: не повторяйте этих ошибок!

Автоматические коробки передач становятся все более и более популярными среди россиян. Агрегат считается достаточно надежным, но недостатки обслуживания и особенно неправильная эксплуатация довольно быстро могут вывести такую коробку передач из строя. Речь дальше пойдет в основном о классических гидромеханических автоматах. У вариаторов присутствуют некоторые особенности, но в целом очень много общего. А вот роботы с одним и двумя сцеплениями — это отдельный мир, который мы сегодня рассматривать не будем.

Читать еще:  Защита от случайного нажатия для выключателя

Неправильное обслуживание

1. Несвоевременная замена рабочей жидкости

Хотя часть производителей автомобилей с целью снижения стоимости владения не требуют замены жидкости в автомате, на самом деле это крайне необходимая процедура. Недаром сами производители коробок рекомендуют менять смазку не реже, чем через 60 тыс. км пробега. Масло утрачивает свойства, меняется его вязкость, растет количество продуктов износа, забиваются фильтры — все это негативно влияет на ресурс автомата.

2. Контроль за уровнем жидкости в АКП

Конечно, АКП — это не двигатель, «нормального угара» жидкости у нее не должно быть, но на немолодых коробках уровень масла может быть низким как из-за негерметичности уплотнений, так и вследствие неправильной оценки уровня при замене жидкости. Обратите внимание, что перелив так же опасен, как и недолив: высокий уровень вызывает вспенивание жидкости и сбои в работе гидроблока.

3. Смешивание несовместимых жидкостей или использование нерекомендованной жидкости

В случае с коробками передач доливать можно только совместимые жидкости. Если дело дойдет до замены и вы попытаетесь залить что-то неправильное, то смешивание жидкостей произойдет в пропорции один к одному, потому что очень большая часть старой жидкости останется в коробке и гидротрансформаторе. И все это даст осадок, коагулирует… Вам это надо?

4. Чистота радиатора АКП

Некоторые коробки передач настолько нагружены, что не могут обходиться без дополнительного радиатора охлаждения для рабочей жидкости. Залепленный грязью радиатор приводит к перегреву и быстрой деградации жидкости вплоть до полной потери ее рабочих свойств.

5. Излишнее увлечение защитой моторного отсека

Защита силового агрегата, если она имеет неудачную конструкцию, может не только предотвратить неприятности от дорожных неровностей, но и лишить АКП обдува во время движения, что непременно приведет к перегреву.

Неправильная эксплуатация

1. Неправильная парковка

Если автомобиль постоянно парковать на большом уклоне, то жертвой масляного голодания после запуска может стать не только двигатель, но и коробка передач.

А еще важно при парковке на уклоне пользоваться ручным тормозом. Замечали, что если этого не сделать, бывает очень трудно перевести селектор АКП из положения «паркинг» в любое другое? Фиксатор в коробке закусывает всей силой скатывания автомобиля с уклона, вытягивается тросик привода управления коробкой — и здравствуй, проблемы с электрикой, вроде невключения фонарей заднего хода и несрабатывающего стартера.

2. С места в карьер

Некоторые модели автоматических коробок передач более чувствительны к нагрузкам в непрогретом состоянии, чем даже двигатели. Недопустимо сильно нагружать автомат до прогрева рабочей жидкости: выдавить может не только сальники, но и уплотнения в гидроблоке.

3. Пуск двигателя с буксира

Если попытаетесь завести машину с автоматом, что называется, «с толкача», разогнав машину в положении селектора N, а затем включив D, то с большой долей вероятности погубите коробку. Ведь в этот момент первичный вал не вращается, насос не создал давления масла. В результате все пойдет самым нерасчетным образом. Неизвестно, как включатся соленоиды, куда направится жидкость, какие фрикционы сработают…

4. Нарушение правил буксировки

Еще со времен первой волны подержанных автомобилей, хлынувшей в нашу страну в самом начале 90-х, было известно правило буксировки автомобилей с автоматическими коробками передач «50 на 50». То есть скорость при буксировке выбираем не выше 50 км/ч и едем не дальше чем на 50 км. Иначе из-за отсутствия смазки (насос-то не вращается) возможны задиры на трущихся поверхностях. Но, как и все в нашем мире, АКП становятся все более одноразовыми, так что правило смещается в сторону «30 на 30», а то и полного запрета буксировки. Все чаще производитель допускает только погрузку неисправной машины с автоматом на эвакуатор.

5. «Паркинг» в движении

Если передвинуть селектор в положение Р, когда автомобиль движется, можно сломать фиксатор положения «паркинг». Или, по крайней мере, стальная стружка от работы зуба фиксатора по шестерне блокировки пойдет в полость коробки.

6. Длительное буксование в грязи

Длительные пробуксовки, когда автомобиль десятки минут не может вырваться из грязевого, песчаного или снегового плена, приведут к перегреву жидкости, подгоранию фрикционов и переходу коробки в аварийный режим. Крайне вредно, если вы при этом попытаетесь выехать враскачку, быстро переводя селектор из D в R и наоборот. Этот прием, пришедший из мира механических коробок передач, быстро угробит ваш автомат. Нужно обеспечивать паузу между переключениями, но тогда и раскачки не видать.

7. Использование коробки передач на пределе крутящего момента

Буксировка тяжелого прицепа — это еще цветочки по сравнению с буксировкой другого автомобиля. Еще более пагубным для здоровья АКП может быть только вытягивание из грязи/снега застрявшего автомобиля.

8. Спортивные наклонности

Дрифт на автомобиле с АКП — прямой путь отправить коробку передач на свалку. Некоторые водители-«спортсмены» любят также зажать педаль тормоза в режиме D, наращивая одновременно обороты двигателя. Затем, отпустив тормоз, резко сорваться с места под дым, идущий из-под колес. Удачи вам, ребята!

9. Механическое повреждение

При езде по буеракам на неподготовленном автомобиле повредить картер АКП проще, чем корпус механической коробки передач. При этом даже небольшая вмятина на поддоне может привести к перебоям в подаче жидкости. Исход понятен?

Комментарий специалиста

1. Своевременно менять масло в АКП, причем в тяжелых условиях эксплуатации даже чаще, чем предписано.

2. Следить за уровнем рабочей жидкости. Проверять его перед дальними путешествиями и смотреть, нет ли пятен под автомобилем.

3. Понимать, что классический автомат не любит спортивной езды.

Выводы

Автоматическая коробка передач незаменима в современном мегаполисе, да и в других условиях эксплуатации помогает водителю. Но, будучи сложным устройством, она нуждается в заботливом отношении — правильном обслуживании и эксплуатации. Тогда она долго сможет радовать владельца плавными переключениями и спорой работой.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты