Подогрев баков масляных выключателей
3 схемы подключения автоматики электрического отопления.
Практически любой электрический котел требует обязательного наличия автоматики управления.
Вы не можете установить один единственный выключатель на вводе, которым будете запускать и отключать обогрев.
При этом остановимся на самых минималистичных и простейших вариантах, которые вы сможете собрать самостоятельно своими руками.Ведь как известно, чем меньше элементов, тем больше надежность всей системы. Поэтому самые простые варианты и работают дольше и надежнее остальных.
Принципиальная схема автоматики электрокотла всегда начинается с подачи напряжения через вводной автомат.
Электрическое отопление подразумевает, как правило, наличие трехфазного ввода 380В. Значит и автомат должен быть трехполюсным.
Обратите особое внимание, это должен быть именно один трехполюсный выключатель, а не три отдельных однополюсных.
При КЗ и повреждении греющего элемента любой фазы, защита должна прекращать подачу напряжения по всем фазам.
После вводного автомата фазные проводники нужно разделить.
Делается это на электромагнитных пускателях.
Именно на них и ложится основная работа по автоматической коммутации эл.сети. Автомат то вы включаете и выключаете ручками, а пускатель будет это делать без вашего участия, на основе подачи управляющего напряжения от соответствующих датчиков.
При этом в отличие от автомата, покупайте три отдельных однофазных модульных пускателя. Старые модели типа ПМЛ, ПМА, КМИ здесь не подойдут. И дело вовсе не в их шумной работе и громких щелчках.
Модульный трехфазный экземпляр в едином корпусе, тоже будет не пригоден для нашей схемы.
Самое главное преимущество однофазных – возможность ручной и очень простой регулировки мощности электрокотла. Подробнее об этом будет сказано ниже.
К силовым клеммам каждого контактора, как раз-таки и подключаются нагревательные элементы (ТЭН, электроды) котла отопления.
Замкнутое или разомкнутое положение контактов зависит от того, подано или снято напряжение с его катушки управления. Получается, чтобы собрать автоматику, на клеммы этих самых катушек мы должны через какие-то другие элементы подавать управляющие сигналы (напряжение).
Катушка имеет два контакта А1, А2.
При покупке обращайте внимание, пускатели могут идти с катушками на 380В и 220В. Лучше брать последний вариант.
В этом случае на один из контактов вы напрямую подключаете нулевой проводник, а в разрыв второго устанавливаете кнопки-микровыключатели.
Для чего они нужны? Благодаря им, у вас появляется возможность включать поочередно 1,2 или 3 тэна, тем самым увеличивая или уменьшая мощность отопления.
К примеру, на улице за окном температура -5С. Нажимаете одну кнопку и запускаете в работу всего один ТЭН мощностью 2квт. Ударили морозы -25С, нажимаете все три кнопки и повышаете мощность в три раза.
При этом количество ступеней обогрева будет зависеть от номинальной мощности каждого нагревательного элемента. Если они все будут по 2квт – это всего три ступени.
А вот если один будет 2квт, второй 3квт, а третий 4квт, то количество ступеней автоматически возрастает до семи!
Все будет зависеть от того, какие фазы (тэны) и в какой последовательности подключать.
- по отдельности 2квт – 3квт – 4квт
- вместе 2квт+3квт+4квт
- раздельно 2квт+3квт
- раздельно 2квт+4квт
- раздельно 3квт+4квт
Ток в цепях управления катушек очень небольшой (несколько миллиампер). Соответственно ставить сюда полноценные выключатели не нужно.
На все эти три микровыключателя должна быть подана одна фаза. Допустим фаза С. Берете ее с нижних контактов вводного автомата.
Вот именно из этой точки и начинается вся дальнейшая схема автоматики.
Обязательный элемент такой схемы – предельный термостат.
Это защитное устройство, которое отключит ваш электрокотел, если он пошел, что называется в разнос.
Например, перестал работать циркуляционный насос или где-то образовался засор. В результате этого температура начала резко возрастать и превысила допустимые значения.
Данную температуру вы устанавливаете самостоятельно при помощи ручного регулятора.
Так как это защитный элемент, который должен полностью “гасить” котел, подключать его нужно последовательно в разрыв управляющей фазы, как на рисунке внизу.
Помимо безопасности, нам потребуется еще один элемент. Элемент управления, который будет его периодически включать и выключать для поддержания заданной температуры воды.
Этим устройством является рабочий термостат.
Не путайте его с предельным. В предельном имеется взводимая вручную кнопка, которая при срабатывании препятствует самостоятельному включению датчика.
То есть, когда он сработал один раз, вам потребуется осмотреть всю систему и схему, дабы разобраться в причине срабатывания. И только после этого, нажав эту кнопочку, отопление можно будет запустить заново.
Данный термостат монтируется после предельного, опять же в разрыв цепи.
Таким образом мы получили элемент защиты и элемент управления. В принципе, это и есть самая примитивная схема №1 для автоматики электрического отопления.
Чтобы получить более функциональный вариант, добавим сюда прибор для отслеживания температуры воздуха в помещении – комнатный термостат.
Ему не важно какая будет температура котловой воды, он реагирует именно на комфортную температуру воздуха в вашем доме.
По аналогии с предыдущими элементами монтируете его в разрыв, перед рабочим термостатом. Вторая простейшая схема готова.
Но человек всегда стремится к большему и помимо комфорта при электрическом отоплении, всегда хочется еще и сэкономить. Все таки электроотопление за редким исключением, в наших реалиях не совсем дешевая штука.
Как это сделать, усовершенствовав вышеприведённую схему подключения? Для этого дела существует ночной тариф.
Чтобы им воспользоваться в полной мере, нам потребуется реле времени.
Оно будет запускать электроотопление только в заданный промежуток суток. Размещайте его в схеме перед комнатным термостатом.
Однако при этом обратите внимание на один нюанс. При наличии в схеме такого устройства, обязательно параллельно ему монтируется термостат минимальной температуры воздуха.
Днем в ваше отсутствие, температура на улице может резко упасть. Уезжали при -5С, приехали вечером — за окном минус 25С. Соответственно и дома существенно похолодает.
Она запустит отопление, как только температура в доме упадет ниже минимального порога. В итоге не даст дому остыть, а системе разморозиться.
Чтобы визуально наблюдать включены датчики или выключены в данный момент, можно подключить в общую точку перед микровыключателями сигнальную лампочку и вывести ее на видное место.
Особенно это полезно при нахождении щитка управления и самого котла в подвале дома или в соседней пристройке.
Большинство заводских электрокотлов отопления построено именно на таких принципиальных схемах управления. Есть одна питающая линия (фаза), подающая сигнал на катушку прибора с силовыми элементами, а все дополнительное оборудование, датчики и релюшки, как раз-таки и “навешиваются” на эту самую линию, выполняя защитную и контролирующую функции.
Как видите, ничего сложного и замысловатого здесь нет.
Рекомендации по контролю технического состояния масляных баковых выключателей 110-220 кв и приводов
4.3 Дополнительная регулировка выключателя
В случае, если выключатель после ремонта не поддается регулировке: не удается обеспечить соответствие всех контролируемых параметров кинематики механизма требованиям «Технического описания», необходимо проверить правильность выставления входного рычага (рычаг в угловой коробке, к которому подходит вертикальная тяга).
Положение плеч входного рычага механизма выключателя существенно влияет, прежде всего, на величину общего хода подвижных контактов выключателя, а кроме того, на согласование силовой характеристики привода с силами противодействия включению выключателя и на величину усилия, которое приходит от отключающих пружин выключателя на отключающую собачку привода.
Учитывая изложенное, проверка и обеспечение требуемого «Техническим описанием» положения плеч входного рычага механизма выключателя должны быть обязательными при ремонтах и регулировке. В «Технических описаниях» на выключатели положение плеч входного рычага механизма определяют углом между горизонталью и прямой, соединяющей ось вращения рычага с центром оси, которая соединяется с вертикальной тягой. Однако замер таких углов, рекомендуемых в «Технических описаниях», затруднителен.
Для контроля правильности установки входного рычага рекомендуется изготовить шаблон (см.рис.5). Шаблон выполняется из листа металла, оргстекла, гетинакса или, в худшем случае, — твердого картона толщиной 1-2 мм. и представляет собой четырехугольную пластину шириной 150-180 мм, две стороны которой (длиной, желательно, не менее 200 мм.) параллельны между собой и перпендикулярны третьей стороне, а четвертая сторона выполнена под углом ““ к двум параллельным. По середине ширины пластины, строго под углом ““ к ее косому срезу наносится четкая прямая контрольная линия вдоль всей длины пластины. На расстоянии 3-5мм. от прямоугольного края пластины сверлится отверстие 2мм. с центром, лежащим на контрольной прямой. Из центра этого отверстия по обе стороны от контрольной прямой, под углами 2, 4, 6 к ней на пластину наносятся тонкие линии для оценки величины отклонения рычага от заданного положения. Через отверстие пластины пропускается, а затем закрепляется нить отвеса.
В приложении 2 приведены исходные данные для изготовления шаблонов для каждого из рассматриваемых выключателей.
Суть предлагаемого способа контроля правильности установки входного рычага с помощью шаблона — в замере (точнее — в проверке ) вместо угла, указанного в инструкциях — строго соответствующего ему угла ““ — угла между вертикалью ( легко определяемой с помощью отвеса) и общей касательной к цилиндрическим поверхностям оси вращения рычага и оси его соединения с вертикальной тягой). Проверка правильности установки (положения плеч) входного рычага, как и других элементов механизма выключателя, должна проводиться при включенном выключателе, так как именно включенное положение звеньев механизма фиксируется (удерживающей собачкой привода) всегда четко.
Пластина шаблона, удерживаемая в вертикальной плоскости, устанавливается косым срезом на ось вращения входного рычага и ось его соединения с вертикальной тягой включенного выключателя (перпендикулярно этим осям). При правильно выставленном рычаге нить отвеса будет совпадать с контрольной линией шаблона.
1. Поскольку конструкции выключателей в процессе производства несколько изменялись, может оказаться, что какой-то из вариантов не позволяет установить шаблон на ось вращения входного рычага. В этом случае должен быть изготовлен шаблон, предназначенный для установки на ступицу входного рычага и ось, соединяющую его с вертикальной тягой. Этот шаблон отличается от описанного выше только величиной угла между косым срезом пластины и ее параллельными сторонами, а также, естественно, — между косым срезом и контрольной линией. Для отличия шаблонов упомянутый угол обозначен в Приложении 2 — “ “.
2. Кроме шаблона, для некоторых выключателей, например У-110-2000-50, требуется изготовить “заменитель” оси, соединяющей рычаг с вертикальной тягой, отличающийся от штатной оси увеличенной длиной (определяемой по месту) и отсутствием отверстий под шплинты. Ось-заменитель, устанавливаемая только на время выверки положения входного рычага механизма выключателя, необходима для того, чтобы обеспечить возможность установки пластины шаблона в плоскость, перпендикулярную осям рычага.
При отклонении контрольной линии шаблона от нити отвеса на 2 и более градусов в ту или другую сторону следует провести перерегулировку механизма выключателя. Делать это рекомендуется в следующей последовательности: чтобы не допускать включения выключателя “на упор”, выверните на 3-4 оборота упоры, ограничивающие поворот ведущих рычагов механизмов полюсов в направлении включения , а также упоры и (или) пружинные буферы, ограничивающие перемещение штанг полюсов вверх. На выключателе У-220-2000-40 рекомендуется, кроме того, вывернуть на 2-3 оборота пружинный буфер включения, взаимодействующий со “шпоночным” рычагом ведущего вала механизма.
Определитесь, в каком направлении и насколько следует повернуть входной рычаг механизма выключателя, чтобы контрольная линия шаблона совпала с нитью отвеса. Отключите выключатель и, вынув ось, соединяющую входной рычаг с вертикальной тягой, удлините или укоротите последнюю путем вращения навернутого на нее верхнего резьбового наконечника (серьги). Добейтесь таким путем, чтобы после включения выключателя домкратом контрольная линия шаблона, вновь установленного на упомянутые оси входного рычага, совпала с нитью отвеса. Допустимое отклонение — в пределах половины оборота наконечника.
Проверьте с помощью приложенного к выключателю (или описанного в инструкции) шаблона величину недохода механизма первого (от привода) полюса до “мертвого” положения на соответствие требованию инструкции. При его несоответствии требованию — определитесь, в каком направлении и насколько следует повернуть ведущий рычаг механизма этого полюса для обеспечения недохода, заданного инструкцией. Отключите выключатель и, руководствуясь указаниями «Технического описания», только за счет изменения длины горизонтальной тяги этого полюса приведите ведущий рычаг его механизма в требуемое положение. Таким же образом приведите в нужные положения ведущие рычаги механизмов второго, а затем третьего полюсов.
Сделайте на штангах полюсов включенного выключателя на уровне нижней кромки направляющего устройства риски. Отключите выключатель и сделайте на штангах риски, соответствующие отключенному положению выключателя. Замерьте расстояние между рисками и сравните его с заданным полным ходом траверсы. Пользуясь указаниями инструкции, обеспечьте требуемую величину полного хода траверсы с использованием полного хода штока масляного буфера за счет вворачивания или выворачивания последнего.
Отрегулируйте величину хода контактов камер по указаниям инструкции. При необходимости подрегулировки недохода звеньев механизмов полюсов до “мертвого” положения (по шаблону) — делайте это только за счет изменения длины горизонтальных тяг.
Обеспечьте одновременность касания контактов камер, ход и “вжим” контактов при включении выключателя домкратом за счет вворачивания или выворачивания контактов траверс, пользуясь электроламповым приспособлением, описанным в инструкции, и ее указаниями.
Вверните (при включенном положении выключателя, зафиксированном удерживающей собачкой привода) ранее вывернутые ограничительные упоры механизма и пружинные буферы (при их наличии) до положений, регламентированных инструкцией. Затяните контргайки. Проверьте контровку всех резьбовых соединений, в том числе штанги с траверсой, особенно если траверса разворачивалась на 90 при выполнении регулировки либо навинчивалась на штангу для обеспечения требуемого хода контактов камер. Проверьте установку шплинтов на осях.
Отключите выключатель, а затем еще раз , включая его домкратом, проверьте качество проведенной регулировки с помощью шаблона для контроля правильности установки входного рычага механизма выключателя, шаблона для контроля недохода механизмов полюсов до “мертвого” положения , электролампового приспособления для определения моментов смыкания контактов траверс с контактами камер , тщательно замеряя ход подвижного контактного устройства камер, “вжим” контактов, зазоры между подвижными частями и ограничивающими их ход (поворот) упорами, неиспользованный ход пружинных буферов.
Отключите выключатель динамически. Проверьте регулировку привода, так как после регулировки механизма выключателя отключенное положение выходного вала привода могло измениться, а следовательно, могли измениться и контролируемые зазоры на КБВ и КБО. При необходимости проведите подрегулировку согласно указаниям «Технического описания» на привод.
Убедившись в полном соответствии проведенной регулировки требованиям инструкции, удлините идущую от привода вертикальную тягу, свернув с нее серьгу на 1-1,5 оборота, и произведите первое пробное динамическое включение. Включение выключателя с пневматическим приводом при не заполненных маслом баках следует проводить при пониженном давлении в ресивере, а выключателя с электромагнитным приводом — при напряжении, желательно, не выше Uном.
Если после первого динамического включения “вжим“ контактов оказался меньше минимально допустимого по инструкции, — укоротите вертикальную тягу, навернув на нее серьгу на 0,5 — 1 оборот.
Снова включите выключатель динамически, замеряя при этом напряжение на выводах катушки ЭВ и снимая виброграмму включения.
Определите по виброграмме включения скорость контактов траверсы в моменты их касания с наружными и внутренними контактами камер и сравните их с заданными в инструкции с учетом фактического значения напряжения на катушке ЭВ, под которым следует понимать наименьшее значение напряжения на выводах катушки, фиксируемое в процессе включения выключателя (хотя бы визуально — по стрелочному вольтметру). То есть, если в процессе включения выключателя У-220-10002000-25 У, например, напряжение на катушке ЭВ упало до 205 В — скорость контактов траверсы в моменты их касания с наружными и внутренними контактами камер должны иметь приблизительно средние значения между заданными инструкцией нормами для напряжений 187 В и 220 В.
4.4 Методы проверки характеристик
4.4.1 Временные и скоростные характеристики при включении и отключении
выключателя проверяются при минимальном, номинальном и повышенном напряжениях.
Величину напряжения необходимо измерять непосредственно на клеммах электромагнитов управления и контактора.
Разрешается в условиях эксплуатации скоростные характеристики выключателя снимать при том напряжении на выводах катушки, которое фактически имеет место, но не ниже нижнего рабочего предела 0,85 U ном. и не выше 1,1U ном. Полученные величины скоростей нужно сравнить с нормами, заданными в инструкциях. При правильно отрегулированном выключателе скоростные и временные характеристики должны укладываться в нормы. При выходе скоростных характеристик выключателя за пределы норм необходимо проверить его механизмы на отсутствие затираний в звеньях, а также состояние смазки. Также можно повлиять на характеристики путем изменения величины недохода звеньев механизма выключателя до «мертвого» положения или вжима контактов, не выходя при этом из допустимых значений этих параметров.
Измерения проводить с маслом и без масла в баках — Приложение 1 п.п.24, 25, 26.
Снятие скоростных и временных характеристик рекомендуется производить приборами ПКВ-М5А, ПКВ-М6.
4.4.2 Замер переходного сопротивления главной цепи полюсов рекомендуется производить приборами МКИ-200, МКИ-400.
4.4.3 Проверка сопротивления шунтирующих резисторов:
для этого необходимо подключить домкратом выключатель до касания контактов траверсы подвижных контактов камер и замерить сопротивление двух последовательно включенных шунтирующих резисторов. Измеренные значения суммы их сопротивлений не должны отличаться от заводских данных более чем на 6%. (см. приложение 1, п.33).
4.4.4 Испытание изоляции вторичных цепей выключателей и приводов проверять приложением напряжения 2 кВ в течение 1 минуты (в соответствии с ГОСТ 1516.2-76) во включенном и отключенном положениях выключателя.
4.4.5 Проверка исправности работы обогрева бака и привода.
4.4.6 Проверить плотность прилегания электронагревателей к днищу бака, при необходимости подогнать по месту до плотного прилегания (допустимый зазор 2мм).
4.4.7 Проверить изоляцию электронагревателей выключателей и приводов приложением испытательного напряжения 1250В для ТЭНов с U раб. =220В и 1000В для ТЭНов с U раб. =127В в соответствии с ГОСТ 13268. Напряжение приложить между контактной шпилькой клеммной коробки и заземленным корпусом. Изоляция считается выдержавшей испытания, если во время испытаний не наблюдалось ее пробоя.
4.4.8 Испытания трансформаторов тока.
Измерение сопротивления изоляции вторичных обмоток производится мегаомметром на 1000В. Электрическая прочность изоляции вторичной обмотки трансформатора тока должна испытываться напряжением промышленной частоты 3кВ в течение 1 мин. по ГОСТ 7746-2001.
4.4.9. Проверка трансформаторного масла из баков выключателей.
Проверка масла при заливке на соответствие требованиям ГОСТ 6581: Электрическая прочность трансформаторного масла ГОСТ 982 или ГОСТ10121 должна быть не ниже 40кВ (действующее значение) для выключателей 110кВ и не ниже 45кВ (действующее значение ) для выключателей 220кВ.
Не следует допускать падения пробивного напряжения масла ниже 35кВ для выключателей 110кВ и 40кВ для выключателей 220кВ.
____________ В. А. Конвисер
____________ 2010 г.
_____________ А. И. Соколов
_____________ 2010 г.
Приложение 1 к Рекомендациям № 0БП.040.2010
Характеристики для проверки масляных баковых выключателей
Подогрев баков масляных выключателей
В Барабинской дистанции электроснабжения, при участии специалистов дорожного топливно-энергетического центра, во II квартале текущего года реализован мультифункциональный проект бережливого производства «Автоматическая система включения/отключения подогрева маслонаполненного оборудования». Экономический эффект от его внедрения превысил 420 тыс. руб.
Для предприятия, которое обеспечивает электричеством тягу поездов, экономия электроэнергии – весьма актуальная тема. Как говорится, что охраняешь, то и имеешь. Применительно к дистанции электроснабжения: что получаешь, то и отдаешь потребителям. Вполне закономерен вопрос: как уменьшить расходы на собственные нужды, снизить потери энергии при эксплуатации оборудования. Производственные участки дистанции буквально нашпигованы различными выключателями, разъединителями, контакторами, трансформаторами, счетчиками, датчиками и прочими аппаратурой и оборудованием.
Оперативная рабочая группа под руководством главного инженера Барабинской дистанции электроснабжения Алексея Сайко обратила внимание на тот факт, что в зимнее время эксплуатационные расходы предприятия по электроэнергии не «вписывались» в годовые программы лимитов, установленные дорожным топливно–энергетическим центром. При более пристальном изучении проблемы выяснилось, что чрезмерный «аппетит» в плане потребления электроэнергии имеет система подогрева маслонаполненного оборудования.
Речь идет о масляных выключателях тяговых подстанций. Их подогрев включался вручную при температуре минус 24 градуса и работал круглосуточно. В среднем, 90 зимних дней. ТЭНы здесь применяются мощные, соответствующий расход отражали и показания счетчиков энергии. Обогрев привода масляного выключателя в условиях низких температур необходим для обеспечения требуемой вязкости масла. На морозе оно густеет, при этом ухудшается работа дугогасительных устройств и скоростные характеристики выключателя. Словом, как ни крути, греть масло нужно.
А почему бы не доверить процесс подогрева автоматике, подумали члены рабочей группы. Решение было принято следующее: внедрить автоматическую систему отключения и включения обогрева баков масляных выключателей в пределах заданной температуры на тяговых подстанциях Кабаклы, Чертокулич, Новогутово, Барабушка. Расчет был на то, что эта система позволит снизить время на подогрев маслонаполненного оборудования в период пониженных температур с 90 дней в году до 20 дней. В конце концов, в последние годы морозы под двадцать пять градусов в наших краях не стоят по три месяца. От силы, до четырех недель.
– В 2021 году было принято решение на установку цифровых регуляторов температуры. На 8 масляных выключателей требуется столько же терморегуляторов, стоимость одного составляет 400 руб., – рассказала администратор проекта, технолог дистанции Ирина Жарикова. – Монтаж этих устройств был выполнен силами персонала тяговых подстанций. После их установки и настройки на режим включения маслонаполненного оборудования при температуре минус 24 градуса, в дистанции значительно уменьшилось число дней работы обогрева оборудования. Тем самым предприятие теперь не превышает заданные дорожным топливно-энергетическим центром лимиты потребления электроэнергии.
До внедрения проекта расходы на электроэнергию на обогрев бака одного масляного выключателя, осуществляющегося непрерывно в течение 90 дней, превышали 74 тыс. руб. Соответственно, на 8 выключателей – почти 600 тыс. руб. После внедрения проекта обогрев маслонаполненного оборудования осуществляется только в период пониженных температур (около 20 дней) с автоматическим отключением и включением. Затраты на электроэнергию на 1 выключатель составляют 16,5 тыс. руб., на 8 выключателей – 132 тыс. руб. Внедрение проекта обошлось в 42 тыс. руб. Немного уменьшились и трудозатраты, ведь уже не нужно вручную включать и отключать подогрев баков. Таким образом, фактический экономический эффект от внедрения проекта составил более 420 тыс. руб.
Фото: архив редакции
Масляные баковые выключатели
В масляных баковых выключателях масло служит для гашения дуги и изоляции токоведущих частей. При напряжении до 10 кВ (в некоторых типах выключателей до 35 кВ) выключатель имеет один бак, в котором находятся контакты всех трех фаз, при большем напряжении для каждой фразы предусматривается свой бак. В установках 6 – 10 кВ применяли масляные выключатели ВМБ-10, ВМЭ-6, ВМЭ-10, ВС-10, им на смену пришли выключатели маломасляные и элегазовые.
Баковые масляные выключатели использовались в наружных установках напряжением 35 кВ и выше. Они отличались простотой конструкции, что определило их широкое применение и в настоящее время. В отличие от простейшего выключателя они имеют специальные устройства — гасительные камеры.
По принципу действия дугогасительные устройства можно разделить на три группы:
1) с автодутьем, в которых высокое давление и большая скорость движения газа в зоне дуги создаются за счет выделяющейся в дуге энергии;
2) с принудительным масляным дутьем, у которых к месту разрыва масло нагнетается с помощью специальных гидравлических механизмов;
3) с магнитным гашением в масле, в которых дуга под действием магнитного поля перемещается в узкие каналы и щели.
Наиболее эффективным и простым являются дугогасительные устройства с автодутьем. Следует отметить, что устройства с автодутьем работают тем эффективнее, чем больше ток в дуге. При отключении малых токов давление газов может оказаться незначительным, вследствие чего дутье будет неэнергичным, что приведет к затягиванию гашения дуги. По этой причине некоторые гасительные устройства с автодутьем дополнены принудительным масляным дутьем, которое обеспечивает гашение малых токов.
Чем выше напряжение, тем больше необходимо разрывов. Для равномерного распределения напряжения между основными разрывами параллельно им включается шунтирующее сопротивление. После гашения дуги на основных разрывах ток, проходящий через шунтирующее сопротивление, гасится на вспомогательных разрывах, обычно вне камеры. В дугогасительных устройствах с помощью изоляционных пластин и выхлопных отверстий создаются рабочие каналы, по которым происходит движение масла и газов (дутье). В зависимости от расположения каналов различают камеры с поперечным, продольным и встречно-поперечным дутьем.
Выключатель работает по двухступенчатому циклу: сначала размыкаются контакты дугогасительных камер, происходит гашение дуг и прерывается цепь основного тока, затем в открытом разрыве контактов траверсы и контактов дугогасительных камер прерывается ток, протекающий через шунты. Траверса приводится в движение изолирующей тягой, связанной с приводным механизмом. На днище бака установлено льдоулавливающее устройство, предотвращающее всплытие замерзшего конденсата. Для подогрева масла при низких температурах к днищу крепится устройство электроподогрева, которое включается при температурах воздуха ниже – 150С. Это необходимо чтобы не снижалась скорость перемещения подвижных частей выключателя при увеличении вязкости масла. Например, в выключателе У-220 на три полюса необходимо 27000 кг масла.
Основные преимущества баковых выключателей:
- простота конструкции,
- высокая отключающая способность,
- пригодность для наружной установки,
- возможность установки встроенных трансформаторов тока.
Недостатки баковых выключателей:
- взрыво- и пожароопасность;
- необходимость периодического контроля за состоянием и уровнем масла в баке и на вводах;
- большой объем масла, что обусловливает большую затрату времени на его замену,
- необходимость больших запасов масла;
- непригодность для установки внутри помещений;
- непригодность для выполнения быстродействующего АПВ;
- большая затрата металла, большая масса, неудобство перевозки, монтажа и наладки.