Gc-helper.ru

ГК Хелпер
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воздушный автоматический выключатель dmx3

Что такое протокол DMX 512 и чем он так хорош?

Как было раньше? Зажег свечу – и она горит. Никаких тебе контроллеров, каналов, протоколов. Такие мысли могут возникнуть у начинающего светотехника, который начал изучать тему сценического освещения. Или еще хуже – звукоинженера, которому в срочном порядке нужно осветить сцену, а «световика» нет.

Но стоит только начать погружение в этот процесс, как все становится на свои места. Ведь за кажущейся сложностью настройки оборудования скрывается вполне понятный и логичный алгоритм действий, о котором мы сейчас и расскажем.

Эта статья не о технических нюансах протокола DMX 512 и не о том, как все настроить. Она об истории его возникновения, о его преимуществах, недостатках и общем описании работы протокола.

  1. Что было до появления протокола DMX 512
  2. Какие задачи ставили перед собой разработчики протокола
  3. Что такое протокол DMX 512
  4. Общие принципы работы протокола DMX 512
  5. Каналы управления в протоколе DMX 512
  6. Преимущества и недостатки протокола DMX 512
  7. Преимущества протокола DMX 512
  8. Недостатки протокола DMX 512
  9. Подведем итог

Что было до появления протокола DMX 512

До протокола DMX 512 световым оборудованием управляли с помощью аналогового сигнала. К каждому прибору тянули кабель. В кабеле должно было быть столько жил, сколько каналов управления есть у прибора.

Этот протокол назывался 0-10 В. И светом управляли за счет изменения напряжения. 0 В – напряжение отсутствовало, и свет был выключен, а 10 В – максимальная яркость.

Система вполне работоспособная. Но при большом количестве приборов – не удобная.

Когда приборов становилось много, система получалась громоздкой. Хуже того – ей было неудобно управлять, а возникновение неисправностей приносило довольно много хлопот.

Помимо этого были и другие недостатки:

  • Из-за большого количества проводов система получалась дорогостоящей
  • Не было единого стандарта, поэтому нужно было докупать специальные адаптеры, усилители, инверторы напряжения, чтобы подключать оборудование разных производителей в одну систему
  • Из-за отсутствия универсальности, потребители были вынуждены выбирать систему какого-то одного производителя, т.к. техника другого просто не подходила по используемому интерфейсу.

Все это было большой проблемой для пользователей. И чтобы ее решить, комитетом Американского института театральных технологий (USITT) в 1986 году был разработан тот самый протокол, о котором мы говорим. Протокол DMX 512.

Какие задачи ставили перед собой разработчики протокола

Разработанный протокол должен был позволить управлять световым оборудованием через единый интерфейс, который будут поддерживать все производители.

Он должен был стать основным стандартом, единым цифровым протоколом, который позволил бы пользователям не зависеть от одной, как это сейчас называют, экосистемы. Чтобы была возможность приобретать оборудование разного производителя, в независимости от того, какая техника уже есть.

DMX 512 смог справиться с этими задачами.

У компании ПРО-Сцена есть собственная линейка светового оборудования с очень приятными ценами. Для того, чтобы получить актуальный каталог, перейдите по этой ссылке, нажмите кнопку «Скачать каталог», разрешите сообщения и каталог моментально «прилетит» вам в сообщения.

Что такое протокол DMX 512

DMX 512 – это стандарт, описывающий метод цифровой передачи данных между контроллерами и световым оборудованием, а также дополнительным оборудованием (википедия).

Расшифровывается он как Digital Multiplex (цифровое мультиплексирование). Это значит, что для передачи сигналов разным устройствам используется одна линия связи.

А 512 – это количество каналов, доступных для управления.

Универсальность протокола позволяет использовать оборудование разных производителей в единой системе.

Общие принципы работы протокола DMX 512

Если в аналоговом подключении приборов нам нужно было к каждому устройству тянуть отдельный кабель, то здесь все иначе.

Здесь световые приборы подключаются методом цепочки: из контроллера приходит цифровой сигнал в первый прибор, из первого – во второй, из второго – в третий, и так далее.

И если нам нужно обратиться только к 7 прибору, то сигнал пролетит мимо предыдущих шести, и даст соответствующую команду нашему седьмому прибору.

Но что за сигнал? Давайте обсудим, чем мы можем управлять, с помощью контроллера.

В зависимости от возможностей прибора, мы можем менять цвет и яркость (PAR-прожектора, например) – это если говорить о статичном свете.

А если мы управляем динамическим световым оборудованием, то здесь просто море возможностей. Помимо цвета и яркости мы можем управлять скоростью вращения, углом поворота led-головы, менять гобо рисунки, а также записывать целые программы, а потом воспроизводить их в автоматическом режиме.

С помощью каналов мы можем управлять каждой отдельно взятой характеристикой прибора.

Например:

  • Красный цвет
  • Зеленый цвет
  • Синий цвет
  • Белый цвет
  • Яркость

Количество каналов в одной линии 512, помните? Остановимся на них подробнее.

Каналы управления в протоколе DMX 512

Важно отметить тот факт, что в одном приборе может быть не один, не два, а несколько десятков каналов управления.

Это значит, что на один контроллер можно подключить, как правило, 2-3 десятка световых приборов, а не 512, как некоторые ошибочно думают.

Итак, у нас есть 512 каналов. У каждого канала диапазон чувствительности от 0 до 255, где 0 – это минимальное значение (яркости, например), а 255 – максимальное.

Предположим, что мы решили подключить PAR-прожектор, у которого 4 цвета (красный, синий, зеленый и белый), а также есть регулировка мощности.

То есть в сумме нам для управления доступны 5 характеристик, а значит в DMX линии нужно будет выделить 5 каналов. Предположим, с 1 по 5. Если дальше мы хотим подключить световую голову, то ей назначат каналы с 6 по… 20 (например).

И тут есть один интересный нюанс. Если мы хотим, чтобы 2 и более PAR-прожекторов работали синхронно, нам нужно назначить их на одни и те же каналы.

А вот если мы по ошибке назначим регулировку мощности прожектора, и скорость вращения led-головы на один и тот же канал, то произойдет конфликт, и при изменении мощности прожектора будет меняться скорость вращения световой головы, чего быть не должно.

Читать еще:  Бокс под автоматический выключатель тинко

Но что делать, если приборов много, и 512 каналов недостаточно? Ответ прост: в этом случае нужно использовать несколько линий DMX 512.

Преимущества и недостатки протокола DMX 512

А теперь подробнее остановимся остановимся на преимуществах и недостатках этого протокола.

Преимущества протокола DMX 512

  1. Универсальность.

Вы можете покупать оборудование от совершенно разных производителей, что во времена аналогового управления вызвало бы дополнительные трудности.

  1. Простота подключения.

Не нужно к каждому прибору тянуть отдельный кабель. Они подключаются последовательно. Помимо экономии кабеля такой метод подключения упрощает поиск неисправностей и ускоряет процесс монтажа.

  1. Экономия ресурсов.

Это прямое следствие предыдущего пункта. Чем меньше кабелей – тем дешевле система. И если раньше нужно было докупать специальные адаптеры, усилители, инверторы напряжения, то сейчас нужно купить только сам прибор (профильный прожектор, например), и просто подключить его к системе.

  1. Возможность создавать эффектные световые шоу.

С помощью этого протокола у художника по свету широчайшие возможности. Например, можно записать целую программу, а потом воспроизводить ее в автоматическом режиме.

  1. Высокая скорость настройки оборудования.

На современном световом оборудовании (led головы, par-прожекторы, профильные прожекторы и т.д.) сзади есть небольшая панель управления, с помощью которой можно быстро и легко определить, на каких каналах будет работать устройство.

Недостатки протокола DMX 512

  1. Высокая восприимчивость к помехам.

Система восприимчива к помехам, возникающим из-за мобильной связи, расположенных вблизи телецентров и т.д. Эта проблема решается за счет усиления сигнала, но это приводит к удорожанию системы.

  1. Низкая отказоустойчивость.

Причина этого недостатка в том, что все приборы находятся на одной линии. Если с ней что-то случится – приборы, находящиеся за поврежденным участком, окажутся недоступны для управления.
Чтобы снизить вероятность подобных отказов – одну большую линию делят на несколько независимых.

  1. Затухание сигнала при большом количестве подключаемых приборов.

Если DMX линия получается слишком длинная (например, в нее включили 20-30 приборов), то возможно отражение сигнала и его блуждание по линии туда-сюда. Из-за этого могут возникнуть сбои в работе приборов. Для того, чтобы это предотвратить используют коммутационный адаптер с сопротивлением 110 – 120 Ом.

А вообще, по стандарту протокола, не рекомендуется подключать более 32 приборов в одну линию.

Подведем итог

Сейчас, спустя 45 (. ) лет, можно смело сказать: разработчики протокола DMX 512 справились со своей задачей.

Да, у протокола есть свои недостатки, но они меркнут на фоне тех достоинств и возможностей, которые появились благодаря нему.

Какой кабель использовать для управления светом? DMX vs. Mic!

Стал замечать, что большинство диджеев использует обычный, самый дешевый микрофонный кабель для управления светом на своих мероприятиях. Также, встречал примеры использования DMX-кабеля для передачи аудио сигнала. В этой статье я попытаюсь рассказать, почему так делать нельзя. Расскажу про отличия в микрофонных и DMX-кабелях, а так же о том, почему не стоит покупать дешевые решения от наших друзей из поднебесной.

Начнем с отличий. Сигнал DMX представляет собой цифровой поток данных, состоящий из 0 и 1. Каждая часть двоичного кода в этом потоке должна оставаться разборчивой для принимающего прибора, в противном случае прибор будет работать некорректно. 1 должна оставаться 1, а 0 должен оставаться 0, и передаваться они должны с минимальными задержками. DMX-кабель спроектирован с идеальными, для данного типа сигнала, характеристиками (особенно емкость и сопротивление), а так же очень хорошо экранирован.

Давайте сравним спецификации микрофонного и DMX-кабелей на примере продукции от немецкой компании Klotz.

DMX кабель Klotz OT206Y:

3-х жильный: (7 x 0,20 мм ) луженая медь
Сечение: 0,22 мм²
Сопротивление: 110 Ω
Емкость: 47 пф/м
Экран из алюминиевой фольги: покрытие 100%
Экран из луженой меди: покрытие 85%

3-х жильный: (28 x 0.10 мм ) луженая медь
Сечение: 0,22 мм²
Сопротивление: 85 Ω
Емкость: 60 пф/м
Экран из луженой меди: покрытие 95%

Из приведенных выше значений можно понять, что DMX-кабель имеет более качественное экранирование в виде фольги из алюминия и плетеного экрана из луженой меди, в то время как у микрофонного кабеля есть только плетеный экран. Сопротивление и емкость кабелей имеют большую разницу. Но это совсем не означает, что кабель DMX является превосходным вариантом и для аналогового аудио. Каждый из этих кабелей спроектирован с идеальными характеристиками для передачи того сигнала, для которого они предназначаются. DMX-кабель — цифровые данные, микрофонный кабель — аналоговое аудио.

Теперь давайте взглянем на несколько фотографий с различными типами кабелей:

Дешевый микрофонный кабель со спиральным экраном

Качественный микрофонный кабель с плетеным экраном

Качественный DMX-кабель, с фольгированным и плетеным экранами

Обратите внимание, в дешевом микрофонном кабеле (рис. 1) экран изготовлен из тончайших медных «волосков», скрученных по спирали. Отсутствует жила для заземления, вместо нее используется все тот же экран. С таким кабелем лучше не связываться вообще. Он не годится как для передачи аудио, так и DMX-сигнала. Более дорогой микрофонный кабель (рис. 2) имеет качественный экран из луженой меди и третью жилу для заземления. Такой кабель прослужит вам куда дольше, чем дешевый китайский кабель, но только для передачи аналогового аудио. При работе с DMX-сигналом, при прокладке кабеля на большие расстояния, скорее всего будут проскакивать ошибки. Это чревато тем, что прибор на конце кабеля начнет работать неадекватно. Затем обратите внимание на то, как DMX-кабель (рис. 3) отличается от двух экземпляров, рассмотренных выше. Он имеет 3 жилы, фольгированный экран и плетеный экран из луженой меди. Такой кабель идеально подойдет для работы с DMX-сигналом и избавит вас от проблем даже при прокладке на большие расстояния.

Читать еще:  Масляный выключатель вмп с приводом

Подведем итог. Люди используют микрофонный кабель для управления светом по протоколу DMX только потому, что он чрезвычайно дешев. Но на деле они получают кабель, который непригоден даже для аналогового аудио, не говоря уже о цифровых сигналах. Я советую всегда смотреть на спецификации покупаемого вами кабеля, а по возможности и на срез его в катушке. Так, вы наверняка будете уверены в том, что купили качественный провод, который прослужит вам верой и правдой не один год.

Цифровое управление на основе контроллера DMX512

Главным элементом любой DMX системы является контроллер, часто называемый пультом управления. С его помощью оператор сначала создаёт несколько статичных сцен, затем объединяет их в чейзы и в результате получает готовую программу, наполненную световыми эффектами разного уровня сложности. Принцип действия DMX-контроллера основан на передаче данных в цифровом формате DMX512, который реализован во всём современном светотехническом и сценическом оборудовании.

Сфера применения

Основными преимуществами протокола DMX512 являются простота и универсальность, что положительно оценивают большинство пользователей при построении светотехнических систем различного уровня сложности. Благодаря наличию в продаже DMX-контроллеров разной конфигурации, каждый желающий может научиться создавать световые, лазерные и дымовые эффекты, например:

  • в жилых помещениях для управления свечением светодиодных RGB-лент;
  • на дискотеках и в барах;
  • для музыкальных фонтанов;
  • в театральных постановках;
  • в телевизионных и цирковых шоу;
  • для городских праздничных представлений;
  • для подсветки архитектурных композиций.

Протокол DMX512

Взаимодействие контроллера со световыми приборами и вспомогательными устройствами осуществляется на уровне протокола передачи данных DMX512, специально разработанном для этих целей в далёком 1986 году. Он создан на базе интерфейса RS-485, который предусматривает передачу сигнала по двум проводам в экранирующей оплётке. Подключение производится с помощью пяти- или трёхконтактных XLR-разъёмов.

Стандарт DMX512 (Digital Multiplex) позволяет с одного контроллера осуществлять управление 512 каналами (но не приборами). Многие осветительные приборы имеют несколько каналов для управления (диммирование, цветность, угол наклона и т.д.). Чтобы не запутаться в потоке передаваемых данных, каждому подключаемому устройству присваивается адрес. Для задания адреса на корпусе есть дисплей или многопозиционный переключатель.

Схема подключения

Протокол DMX512 применяется для подключения самых разнообразных приборов: светодиодных прожекторов; LED-лент; туман, дым и снег машин. В зависимости от типа, поколения и количества соединяемых световых приборов, а также коммутационной аппаратуры, предназначенной для переключения, усиления и диммирования. Можно выделить 4 основные схемы включения.

Первый и наиболее простой вариант подключения DMX-контроллера заключается в использовании в качестве нагрузки готовых DMX световых приборов. Всё, что понадобится для реализации подобной схемы – это несколько экранированных кабелей нужной длины с XLR-разъёмами на концах. На корпусе любого современного DMX-оборудования можно увидеть трёхконтактные XLR-разъёмы двух типов: со штырьками (вход) и с гнёздами (выход). Внутри корпуса эти разъёмы запаяны параллельно, обеспечивая тем самым транзитное объединение всех устройств между собой. Чтобы к пульту управления подключить несколько устройств, управляемых по протоколу DMX512, необходимо произвести следующие манипуляции. Выход контроллера (DMX OUT) соединить кабелем с входом первого прожектора (DMX IN). Выход первого прожектора соединить с входом второго и так далее. Таким образом, все приборы в нагрузке соединяются друг с другом последовательно. Но, за счёт того, что на каждом из них разъёмы DMX IN и DMX OUT запараллелены, каждый прожектор работает независимо от остальных и в случае неисправности не влияет на работу всей группы.

Второй способ подключения подразумевает использование DMX-декодера. Данный электронный блок востребован в случае, когда с пульта необходимо управлять RGB-лентой, RGB-прожектором и прочими устройствами, которые не имеют встроенного преобразователя сигнала. DMX-декодер работает на базе микроконтроллера, конвертируя цифровой сигнал формата DMX512 в постоянное напряжение +12В с последующим ШИМ-преобразованием для каждого канала. Каждый DMX-декодер оснащён многопозиционным переключателем или цифровым экраном для задания DMX адреса, а также клеммами для подключения:

  • входного DMX-кабеля;
  • выходного DMX-кабеля (транзит);
  • RGB прожектора или светодиодной ленты;
  • источника питания +12В.

Важно! Нагрузочная способность DMX-декодера должна быть больше, чем мощность потребления прибора.

Для построения сложных схем включения светового оборудования, управляемого по протоколу DMX512, используют сплиттеры. DMX-сплиттер или разветвитель сигнала представляет собой устройство, имеющее DMX-вход для подключения к контроллеру и несколько независимых выходов для разделения сигнала и передачи его в нагрузку. В качестве нагрузки могут быть использованы любые световые приборы и устройства с DMX-управлением. Кроме своего основного назначения, некоторые модели сплиттеров выполняют роль усилителя сигнала, тем самым позволяя увеличить протяжённость сигнальной линии. Включать в систему управления освещением сплиттер очень удобно в тех случаях, когда необходимо одновременно контролировать работу нескольких групп световых приборов, расположенных друг от друга на расстоянии в десятки метров. Чтобы не допустить возникновение разности потенциалов, все выходы сплиттера гальванически развязаны между собой. На практике это означает что DMX-прожектора, подключенные к выходу №1, могут быть запитаны от одного источника питания, а прожектора, подключенные к выходу №2, – от другого. Для регулировки яркости обычных ламповых световых приборов с помощью DMX-контроллера используют DMX-диммер. Данный электронный блок подключается к одно- или трёхфазной сети переменного тока. Выход на нагрузку осуществляется через специальные розетки или клеммы с защитой от короткого замыкания (КЗ). Для подключения DMX кабеля на корпусе диммера предусмотрен XLR-разъём, а для задания адреса и выбора режима работы – дисплей с кнопками управления. В зависимости от модификации и торговой марки функциональные возможности DMX-диммеров от разных производителей могут сильно отличаются. Поэтому прежде чем собрать схему, следует внимательно изучить техническую документацию к изделию.

Читать еще:  Обычный выключатель с регулятором

Разновидности DMX-контроллеров

На рынке светотехнического оборудования можно найти различные по форме и набору функций DMX-контроллеры. Самыми компактными и простыми в управлении принято считать DMX сенсорные панели, встраиваемые в стену. Они имеют лишь 4 канала управления и предназначены для регулировки яркости и переключения цветов RGB или RGBW светодиодных лент. Подключаются сенсорные панели к выносному блоку питания и эксплуатируются в паре с декодером. Это отличный вариант для домашнего использования. Намного больше возможностей у простейших пультов управления на основе DMX. На их панели расположено несколько фейдеров, кнопки для выбора каналов и программирования, небольшой ЖК-дисплей и прочие полезные опции, освоить которые не составит труда. Стоимость таких контроллеров колеблется от 50 до 500$. Они идеально подходят для воспроизведения светодинамических эффектов на дискотеках и в ресторанах. Наибольшим функционалом обладают DMX-контроллеры профессионального класса (чаще называемые DMX-пультами). Помимо стандартного набора опций, у них есть собственная операционная система, поддерживающая удалённую работу с компьютерами и гаджетами на iOS, Android или Windows Mobile. Несмотря на высокую стоимость (стоимость сценических доходит до 40000$), DMX пульты класса hi-tech востребованы во всех масштабных проектах, где требуется управление десятками световых приборов, установленных на большом расстоянии друг от друга.

DMX-512

DMX512 (англ. Digital Multiplex ) — стандарт, описывающий метод цифровой передачи данных между контроллерами и световым оборудованием, а также дополнительным оборудованием.

Он описывает электрические характеристики, формат данных, протокол обмена данными и способ подключения. Этот стандарт предназначен для организации взаимодействия на коммуникационном и механическом уровнях между контроллерами и оконечными устройствами, произведёнными разными производителями. Версии 1986 и 1990 также описывают требования к кабелям и способам их прокладки в помещении.

Обозначение «DMX512» есть сокращение от англ. Digital Multiplex с 512 индивидуальными информационными каналами. [1]

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 См. также
  • 3 Ссылки
  • 4 Примечания

Описание [ править | править код ]

Протокол передачи данных DMX512 был разработан комитетом USITT в 1986 году, как средство управления интеллектуальными световыми приборами с различных консолей через единый интерфейс, позволяя объединять различные устройства управления (пульты и т. д.) с всевозможными оконечными устройствами (диммерами, прожекторами, стробоскопами, дымовыми машинами и тд.) от разных производителей. Он создан на основе стандартного промышленного интерфейса EIA/TIA-485 (известного как RS-485), который используется для компьютерного управления промышленными контроллерами, роботами и автоматизированными станками. Для передачи данных используется кабель с всего двумя проводами в общем экране с пятиконтактным разъёмом XLR. Хотя спецификацией интерфейса предусмотрено использование пятиконтактного разъема, это избыточно и большая часть совместимого оборудования использует трехконтактный разъем. Практическое удобство пятиконтактного XLR заключается в невозможности случайно подать сигнал DMX в на вход звукоусиливающей аппаратуры (стандартная чувствительность которой около 1 V, DMX-сигнал может сжечь входные каскады усилителя/звукового пульта). Для перехода с одного типа разъема на другой, используются переходники, имеющиеся в арсенале любого светотехника.

Стандарт DMX512 позволяет управлять по одной линии связи одновременно 512 каналами, (не путать каналы с приборами, один прибор может использовать иногда несколько десятков каналов). Несколько (обычно чётное число) работающих одновременно аппаратов, поддерживающих DMX512, позволяют создавать световые картины и элементы оформления самой различной сложности, как внутри помещений, так и снаружи. По одному каналу передаётся один параметр прибора, например в какой цвет окрасить луч, какой рисунок (гоботрафарет) выбрать, или на какой угол повернуть зеркало по горизонтали в данный момент, то есть куда будет попадать луч. Каждый прибор имеет определённое количество управляемых дистанционно параметров и занимает соответствующее количество каналов в пространстве DMX512 [2] .

Протокол DMX512 имеет ряд преимуществ и недостатков, но он получил большое распространение и сейчас де-факто является основным стандартом для большинства светотехнических систем. Он отличается простотой, привлекательной для производителей устройств, поддерживающих этот стандарт, и универсальностью при его использовании, что положительно оценивается конечным пользователем.

До появления единого цифрового протокола управление проводилось по отдельным проводам с управляющим напряжением, идущим к каждому устройству, или с помощью разнообразных цифровых и мультиплексированных аналоговых связей.

Например, широкое распространение получил аналоговый интерфейс «0-10 вольт», по которому к каждому устройству протягивался один кабель. Система успешно использовалась при небольшом количестве приборов, но при увеличении их числа оказывалась слишком громоздкой и неудобной, как в построении, так и в управлении и устранении неисправностей. Эта и другие аналоговые системы были громоздкими, дорогостоящими и не имели единого стандарта. Они требовали специальные адаптеры, а также усилители и инверторы напряжения, для того, чтобы подключать диммеры одного производителя к управляющим консолям другого.

Цифровые системы также не отличались универсальностью, они были несовместимы между собой, и зачастую используемые интерфейсы скрывались разработчиками. Все это было явной проблемой для пользователей таких систем, поскольку они, выбирая одну систему, были скованы выбором всего оборудования у того же производителя в соответствии с тем же стандартом

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector