Gc-helper.ru

ГК Хелпер
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Геометрическая резьба по дереву эскизы розеток

Геометрическая резьба по дереву

Поделиться в соц. сетях

Украшение деревянных изделий геометрическими фигурами: треугольниками, квадратиками, ромбами и кругами — называют геометрической резьбой. Это самый простой способ резьбы, который выполняется всего одним инструментом — хорошо заточенным ножом. Приёмы геометрической резьбы просты. Они представляют собой всего две операции: прорезание поверхности дерева вдоль слоя дерева и прорезание против слоя дерева. Основой большинства орнаментов и узоров в геометрической резьбе является треугольник. Геометрическая резьба хороша тем, что не требует от мастера специальных теоретических знаний по построению рисунка, умения рисовать как такового и сложного набора инструментов. Так же прорезы совершаются на небольшую глубину, что позволяет использовать элементы геометрической резьбы без ущерба общей художественной композиции изделия. Этим видом резьбы можно заниматься прямо дома. Единственный инструмент — остро заточенный нож для резьбы по дереву. Всё что потребуется — это старание, усидчивость, целеустремлённость и настойчивость. К сожалению, без всего этого овладеть мастерством геометрической резьбы будет невозможно. Создание даже простейшего рисунка требует долгой последовательной, кропотливой работы.

Несмотря на простоту в исполнении, геометрические орнаменты отличаются необычной игрой света и тени. Элементы резьбы (геометрические фигуру) в определённой последовательности и соответствии с ритмом заключаются в геометрическую фигуру, создавая, таким образом декоративные узоры. Прежде, чем создавать собственные узоры, рекомендуется изучить геометрическое правило построения кривых. Геометрический узор должен быть симметричным, в противном случае теряется вся композиция изображения.

Самые простые элементы геометрической резьбы — это двугранные прямолинейные или криволинейные выемки. Более широкое применение имеют трёхгранные выемки и скобчатые порезки, а четырёхгранные выемки разных форм используются для создания крупных элементов резьбы. Элементы резьбы представлены на рисунке, где “а”,” в”, “е” — это трёхгранные выемки, “б” и “г” — скобчатые порезки, а “д” и “ж” — четырёхгранные выемки. Используя даже такой нехитрый арсенал элементов можно создавать причудливые узоры геометрической резьбы, так называемые розетки.

Примеры узоры геометрической резьбы по дереву можно посмотреть на рисунке. “А” — вертушка-розетка из трёхгранных выемок, “б” — розетка с кривыми гранями, “в” — квадратики из двугранных выемок, “г” — скобчатые порезки, “д” — орнамент из трёхгранных выемок.

Такие узоры могут применяться практически везде. Для украшения частей мебели, полок, дверей, ваз, деревянной посуды, декоративных кухонных досок, шкатулок и прочих предметов. На фото видно отличное оформление шкатулки при помощи геометрической резьбы по дереву.

Геометрические узоры используют как правило на уже готовых изделиях, которые нуждаются в украшении. По этому выбирать материал заготовки не приходится — работаем с тем, что есть. Тем не менее, если есть возможность выбрать заготовку, то лучше всего выбрать липу. Липа имеет белый цвет и отлично режется во всех направлениях. Так же отличным материалом может быть осина и ольха. Для геометрической резьбы необходим всего один специальный инструмент — нож-косяк. Косяком его называют из за скошенного лезвия. Для того, чтобы грамотно нанести разметку понадобится жёсткий карандаш (жесткости не ниже HB), разметочный циркуль, измерительный циркуль, гибкая линейка, ластик и качественный уголок.

Начинается работа с разметки. Разметку лучше вначале выполнить на листе бумаги, а затем перенести на заготовку. У многих даже опытных резчиков возникают трудности с нанесением разметки даже на объёмные заготовки. Например, когда надо оформить цилиндрический предмет или вазу, разметка с листа не подойдёт. Впрочем, с использованием обычного уголка перенос рисунка с бумаги на объёмный предмет становится легче. Разметка должна представлять собой сетку для нанесения надрезов. Когда сетка готова — можно приступать к собственно резьбе.

Заключительный этап работы — это отделка. цель отделки в том, чтобы усилить художественную “силу” изделия. После обработки древесины ножом она становится шероховатой и неприятной на ощупь. По этому её зачищают (шлифуют). Шлифуют каждую деталь и каждый элемент резьбы по отдельности. Шлифовка производится шлифовальной бумагой, при этом чем мельче шкурка, тем качественнее шлифовка. После этого изделие обрабатывают порозаполнителем, чтобы придать ему ещё большую гладкость. Отшлифованное изделие натирают воском, а потом покрывают бесцветным лаком.

Для тех, кто только учится резьбе по дереву нет необходимости самостоятельно разрабатывать разметку. Геометрическая резьба по дереву станет легче в освоении в том случае, если использовать готовые схемы. Схемы в избытке есть на сайте, а так же в сети интернет. Так же эскизы для геометрической резьбы по дереву частенько публикуют издания, посвящённые этому виду декоративно-прикладного искусства.Тем, кто совсем не понимает, что надо делать, но хочет овладеть мастерством резьбы по дереву, желательно ознакомиться с видео о геометрической резьбе.

Освоение всего ремесла резьбы придётся начинать именно с резьбы геометрической. Этот способ считается самым простым и доступным всем и каждому.

Начиная заниматься геометрической резьбой, стоит запастись терпением и усидчивостью. Даже самые простые изделия в этом стиле резьбы по дереву требуют колоссальных стараний. Требуется научиться наносить аккуратную разметку, а после этого долго, нудно и кропотливо вырезать узор будущего изделия сантиметр за сантиметром. Не каждый, кто начинает доводит своё первое изделие до конца. Но те, кто находят в себе силы полностью постичь геометрическую резьбу по дереву, комбинируя с другими видами резьбы со временем учатся творить настоящие шедевры.

Урок: «Геометрическая резьба по дереву»

Геометрическая резьба

Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях.

Относительная простота геометрической резьбы, ее декоративность, небольшой набор инструментов, необходимый для ее выполнения, сделали этот вид резьбы очень популярным.

Простые и предельно четкие геометрические орнаменты с богатой игрой светотени при определенном освещении хорошо украшают изделия, различные по своему назначению, и дают возможность фантазировать и создавать оригинальные изделия (рис. 169).

Рис. 169.
Геометрическая резьба:
1 — кухонная попка с разделочными досками; 2, 3 — резные рамы дпя зеркала; 4 — розетки

Рис. 169 (продолжение).
Геометрическая резьба:
5 — дверки шкафа, выполненные в технике трехгранно-выемчатой резьбы; 6, 7 — настенные кашпо; 8 — орнаментальные полосы, выполненные а технике скобчатой резьбы; 9 — дверки шкафа, выполненные в технике скобчатой резьбы

Основные элементы геометрической резьбы — это двухгранные клинорезные выемки разной конфигурации, глубины и ширины; трехгранные выемки различной ширины и глубины; четырехгранные, а также криволинейные выемки в виде скобок (рис. 170). Различные узоры получают путем повторения прямых и криволинейных выемок, заключенных в какую-либо геометрическую фигуру (круг, многоугольник и т. д.).

Рис. 170.
Основные элементы геометрической резьбы:
а — двухгранныв выемки; б — трехгранные выемки; в — четырехгранные выемки; г — криволинейные выемки

Наиболее распространены в геометрической резьбе трехгранные выемки (треугольники), отличающиеся формой и размером. Поэтому часто такую резьбу называют клинорезной, или трехгранно-выемчатой. Комбинациями из треугольников можно получить огромное количество вариантов разнообразных узоров для художественного оформления поверхностей — выемки, змейки, ромбы, цепочки, различного вида «сияния» и т. д. (рис. 171).

Рис. 171.
Основные виды узоров в геометрической резьбе:
1 — песенка; 2 — куличики; 3 — треугольники; 4 — витейка; 5 — змейка; 6 — елочка; 7 — ромбы; 8 — цепочка

Рис. 171 (продолжение).
Основные виды узоров в геометрической резьбе:
9 — соты; 10 — квадраты; 11 — звездочки; 12 — «сияния»; 13 — сколышки; 14 — чешуйки

Широко распространенным мотивом геометрической резьбы является круг-розетка. Невозможно даже вообразить многочисленность ее вариантов. Некоторые, наиболее часто употребляемые, с делением окружности на 4-10 частей и более приведены на рис. 172. В сочетании с треугольниками, квадратами, ромбами, прямоугольниками, прямыми и ломаными линиями мотив розетки встречается во многих композициях.

Рис. 172.
Мотив «розетка» в геометрической резьбе:
1-6 — с делением окружности на 4 и в частей; 7, 8 — с делением окружности на 5 и 10 частей; 9-10 — с делением окружности на 6 и 12 частей

Рис. 172 (продолжение).
Мотив «розетка» в геометрической резьбе:
11—16 — с делением окружности на 6 и 12 частей; 17-22 — с делением окружности на 8 и 16 частей

В технике трехгранно-выемчатой резьбы можно получать также различные орнаменты растительных форм в виде листьев, цветов, плодов и т. д. В этой технике характерными углублениями и прорезками на плоской поверхности выполняют панно, орнаментальные полосы, всевозможный декор.

В геометрической резьбе помимо трехгранных выемок иногда применяют четырехгранные выемки разной формы (квадратной, прямоугольной и другой). Обычно их режут более крупно и глубоко, но они требуют при работе больших навыков и мастерства.

К разновидностям геометрической резьбы относится и скобчатая резьба, выполняемая полукруглой стамеской.

След от лезвия на поверхности древесины такой стамески похож на скобку или ноготь, поэтому скобчатую резьбу называют иногда и ногтевидной.

Простейший элемент скобчатой резьбы — скобка — делается в два приема, что получается намного быстрее, чем в трехгранно-выемчатой резьбе.

Скобчатая резьба отличается плавными округлыми линиями и мягким переходом светотеней в желобчатых выемках. Скобчатой резьбой выполняют как отдельные самостоятельные орнаментальные полосы, розетки, геометрические фигуры, так и элементы других видов резьбы -скульптурной и рельефной (рис. 173).

Рис. 173.
Скобчатая резьба:
орнаментальная полоса; 2 — лепестки; 3 — узор «волны»; 4 — узор «чешуйки 5, 6 — розетки

Читать еще:  Розетка для духового шкафа размеры

Техника геометрической резьбы. Многие элементы геометрической резьбы («сияния», розетки и т. п.) необходимо резать в разных направлениях, поэтому во время работы приходится постоянно вращать заготовку, чтобы избежать скола. Небольшие по размеру изделия выполняют на вращающейся крышке стола или на специальном приспособлении (рис. 174).

Рис. 174.
Приспособление для закрепления заготовки и вращения ее на столе:
1 — фиксатор; 2 — вращающийся диск; 3 — заготовка; 4 — струбцины; 5 — ребра жесткости диска; 6 — подкладки; 7 — столешница

Основной инструмент для геометрической резьбы показан на рис. 175.

Рис. 175.
Основной инструмент для геометрической резьбы:
1—3 — ножи-косяки; 4-6 — ножи-резаки; 7, 8 — стамески-уголки; 9 — полукруглая стамеска; 10 — отлогая стамеска; 11 — прямая стамеска; 12 — стамеска-косяк; 13 — косяк для работы двумя руками

Резьбу двухгранных выемок в виде орнаментальных полос (лесенок) на прямолинейном или дугообразном отрезке в декоре, розетке и других элементах приходится выполнять вдоль, поперек или по наклонной к направлению волокон. Поэтому необходимо учитывать, какой при этом используется материал.

Например, на мягких породах мелкие двухгранные выемки выполняются следующим образом. Носок косяка ставят на начало размеченной линии, наклонив в левую или правую сторону, и с нажимом, движением на себя прорезают линию на нужную глубину. Угол наклона должен быть постоянным — в пределах 30-40° (рис. 176). Прорезав одну грань выемки, косяк наклоняют в противоположную сторону и режут вторую грань так, чтобы место их встречи проходило на одной глубине параллельно вершинам. Грани выемок, расположенных наклонно к строению волокон, легко прорезают в направлении слоев, а выемки вдоль и поперек волокон режутся вообще без затруднений. Надо также знать, что резьбу следующей (соседней) выемки всегда начинают от уже вырезанной грани; если же резать ее с противоположной стороны навстречу к вырезанной выемке, происходит скол.

Рис. 176.
Резьба двухгранной выемки на мягких породах:
1 — надрезание носком косяка первой грани; 2 — надрезание с выходом пятки косяка; 3 — подрезание второй грани

Для получения двухгранной выемки на твердых породах дерева или в рисунке с крупными элементами, требующими большой глубины резьбы, применяют следующий прием. Сначала прорезают среднюю линию выемки (рис. 177) одним или несколькими движениями, а затем последовательно прорезают боковые грани за несколько движений — линия в линию, косяк держат с одинаковым углом наклона.

Рис. 177.
Резьба двухгранной выемки на твердых породах:
1 — прорезка средней линии; 2 — надрезание; 3 — подрезание

При резьбе крупного элемента двухгранные выемки можно выполнять и прямыми стамесками, немного меньшими по ширине, чем длина выемки. В этом случае косяком сначала прорезают линии, ограничивающие длину выемки и среднюю линию на необходимую глубину, а затем стамеской выбирают обе грани от линии разметки (вершины грани). Причем стамеску удерживают наклонно и помогают в работе киянкой. Если грани получились шероховатыми, их защищают широким косяком, срезая тонкую стружку с учетом направления волокон.

Резьба трехгранных выемок. Сначала осваивают резьбу наиболее простых трехгранных выемок — равносторонних треугольников с углублениями в центре, более сложные — равнобедренные треугольники с углублениями у основания (вытянутые лучи, «сияния»), а также с углублениями в вершине (уголки) требуют уже некоторого навыка.

Перед началом резьбы определяют положение узора на заготовке по отношению к строению волокон, чтобы решить, в каком направлении резать грани. Резьбу начинают с вертикальных надрезов по средним линиям, делящим углы треугольников пополам из центра (рис. 178).

Рис. 178.
Резьба трехгранной выемки (стрелкой показано направление движения инструмента)

Носок косяка с нажимом вводят на полную глубину, а пятку косяка подводят к одной из вершин треугольника. Сделав надрезы по средним линиям, срезают боковые грани треугольников по направлению слоя древесины.

Боковые грани срезают за один или несколько приемов, обязательно грань в грань, косяк держат наклонно.

Если орнамент очень крупный, сначала прорезают средние линии стамесками-уголками, а затем срезают грани широким косяком или прямой стамеской.

При выполнении трехгранных выемок небольшого размера (за один прорез) на мягких породах древесины можно обходиться без надреза средних линий. В этом случае косяк держат наклонно (под углом 30-40°) и сначала надрезают основания треугольников; если они находятся на одной линии — прямой полосе орнамента или окружности розетки, боковые грани срезают так же, как и в первом случае.

Резьба розетки с «сиянием». Равнобедренные треугольники в виде лучей, вписанные в окружность, деленную на 6, 8, 10 и более частей, образуют красивые розетки. Резьба розеток выполняется следующим образом: учитывая направление волокон, сначала прорезают косяком основания каждого равнобедренного треугольника по всей длине окружности розетки, вращая заготовку, а затем режут грани лучей так же, как трехгранные выемки.

При резьбе розетки пятка косяка должна доходить до ее центра, не врезаясь в глубину, только в этом случае вершины лучей розетки получатся без сколов (рис. 179).

Рис. 179.
Резьба розетки (стрелками показано направление движения инструмента)

Здесь необходим особенно острый косяк, так как несколько лучей розетки обязательно расположатся против направления волокон и грани могут получаться шероховатыми.

Резьба четырехгранных выемок. Форма квадрата, прямоугольника, ромба с пирамидальными углублениями четырех граней является четырехгранной выемкой. Все четыре грани этих фигур представляют собой углубления в виде различных треугольников. Грани четырехгранных выемок тоже неизбежно расположены вдоль, поперек и под углом к направлению волокон.

Техника резьбы четырехгранной выемки аналогична технике резьбы трехгранной выемки. Эти же приемы работы можно использовать в резьбе квадратов, ромбов, прямоугольников и других многоугольников произвольных очертаний.

Скобчатая резьба выполняется полукруглыми стамесками различного диаметра в два приема: вертикальная надрезка и подрезка под углом в зависимости от характера орнамента (рис. 180). Если выполняют рисунок большого размера или на твердой породе древесины, необходимо пользоваться киянкой.

Рис. 180.
Скобчатая резьба:
а — надрезание; б — подрезание: 1 — одной рукой; 2 — двумя руками

Геометрическая резьба по дереву. Как выбрать древесину и инструменты. Техника резьбы

Самым простым видом резьбы по древесине является геометрическая, с которой и начинается обучение данной технике ремесла. Орнамент формируется из различных фигур – квадратов, прямоугольников, многоугольников, овалов, полос, кругов, сегментов – частей круга, треугольников. Сегодня наша задача сводится к тому, чтобы вы узнали как можно больше о том, что такое геометрическая резьба по дереву, где она применяется, как выбирать и заготавливать материал для нее, об инструментах и технике исполнения.

На фото – деревянная шкатулка, украшенная геометрической резьбой

Особенности и сфера применения

Оригинальный и необычный орнаментальный узор геометрической выемки получается путем создания двухгранных, трехгранных и четырехгранных выемок в древесине, которые и складываются в геометрические элементы.

Несмотря на то, что данный вид резьбы считается самым простым, на протяжении многих лет цена изделий, оформленных с его помощью, довольно высокая, а сам он получил особое место среди остальных видов ремесел.

Совет: резные детали при изготовлении мебели изготавливайте из той же породы древесины, что и основной предмет.

Ограничением в сферах применения геометрической резьбы может послужить разве что только фантазия автора, его чувство меры и вкус.

Сегодня существует большое количество мебели, украшенной таким способом, вот только некоторые:

  • буфеты;
  • шкафы;
  • колыбели;
  • полки;
  • журнальные столики;
  • бюро;
  • комоды.

Узоры геометрической резьбы по дереву, созданные профессионалами своего дела, можно встретить не только в частных домах коллекционеров и ценителей ремесел, но и в различных музеях – к примеру, в Екатерининском дворце в Пушкине или в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Эскизы геометрической резьбы по дереву необходимо перенести на поверхность заготовки

Как выбрать древесину

Тренировать навык и учиться работать по дереву стоит начинать с небольших деталей и элементов, это даст возможность получить основу ремесла. Чтобы лучше прочувствовать дерево, самый первый рисунок лучше выполнять на древесине мягкой породы:

ЛипаИдеальный вариант – обладает гладкой структурой, податлива, при работе с ней не возникает зазубрин.
БерезаПредпочтительный вид древесины для первых опытов, хотя работа с ней более сложна, чем с липой, так как ее структура обладает повышенной твердостью. Дощечки лучше выбирайте гладкие, с однородной поверхностью и без наличия сучков.
ХвойныеЕль и сосна. Готовые изделия из последней будут выглядеть лучше, поскольку материал отличается большей однородностью и гладкостью. Рекомендуем при выборе породы древесины опираться именно на эти два критерия.

Чертежи геометрической резьбы по дереву представляют собой готовый орнамент на бумаге

После наработки опыта можно приступать к выполнению узоров на более дорогих материалах, не боясь их испортить. Наиболее ценными считаются твердые породы древесины. К примеру, для производства дорогой и уникальной мебели нередко используют такие породы деревьев, произрастающих в России, как бук, дуб и груша.

У первого достаточно мягкая структура, зато древесина обладает привлекательными эстетическими характеристиками, два последних представителя отличаются большей твердостью. Кстати, со многих точек зрения характеристики орешника самые востребованные, поэтому в салонах мебели, торгующих антиквариатом можно встретить изделия именно из него.

Перед работой необходимо правильно выбрать древесину

Как производится заготовка материала

Для правильного выполнения работы материал предварительно нужно подготовить. Выбранные доски перемежаются проложками и складываются в штабеля на протяжении следующих 2-3 лет.

Совет: сушку материала необходимо постоянно контролировать.

Главное условие – правильный выбор места для просушки, к примеру, оптимальным считается чердачное помещение. Учтите, что резкий перепад температур, холод и влажность могут сильно влиять на последующее качество материала, поэтому его следует беречь от их воздействия. Периодически перекладывайте доски разными сторонами, кроме того, нужно перекладывать заготовки от стены к стене.

Читать еще:  Розетка оперативная память ноутбук

Правильная заготовка древесины – залог удачной работы

Совет: доски для работы не шлифуются, а циклюются, чтобы не испортить рабочий инструмент.

Иногда на материал наносят синтетические или природные красители. Лучше всего пользоваться последними, тогда внешний вид готовой работы смотрится естественно и привлекательно.

Самый простой способ – тонирование раствором марганцовки. Приготовленный краситель нанесите на материал в несколько слоев, каждый из которых должен просохнуть перед нанесением следующего. При правильном использовании можно придать древесине сходство с красным деревом.

Необходимые инструменты

Большинство работ по геометрической резьбе выполняется при помощи косячка. Максимальная глубина при правильном использовании данного инструмента должна получиться у его вершины, минимальная – у основания.

Помимо косячка, для работы по древесине понадобятся:

  • различные виды стамесок;
  • киянка.

При декорировании геометрической резьбой мебели или изготовления большого панно удобнее использовать верстак с крышкой. По высоте он не должен быть ниже 1200 мм, по ширине – в пределах 70-80 мм.

Инструмент резчика по дереву

Техника резьбы

Чтобы получить красивые комбинации на деревянном изделии, отдельные элементы рисунка, к примеру, треугольники или квадраты, должны быть полностью схожими по точности, размерам и глубине плоскостей.

Только в таком случае может получиться орнамент – равномерно расположенный на поверхности рисунок. Увидеть его геометрической вязью с перемежающимися квадратами, поделенными на треугольники, можно на старых прялках.

Чтобы выполнить геометрическую резьбу на поверхности однородной древесины, можно взять несколько мелких стамесок и один резак с рабочей частью шириной 2 мм.

Резьба по древесине своими руками

Проходим вдоль волокон

  1. Прежде чем приступать к работе, на заготовку нанесите линии разметки , отметив циркулем-разметчиком поля с каждой стороны. Полученную прямоугольную плоскость разделите на несколько отрезков и при помощи линейки проведите линии.
  2. Размеченную заготовку закрепите торцом к опоре , придержите ее для устойчивости левой рукой.
  3. Установите вертикально к заготовке резак .
  4. Начните прорезать линию глубиной 1,5-2 мм , двигая резак от противоположного края к себе.

Совет: всю работу выполняйте в положении сидя, при этом поза должна быть свободной и расслабленной, можно немного касаться стола грудью, но при этом не наклонять голову или туловище.

  1. Резак ведите на себя под углом 30-40˚ с небольшим наклоном вправо . Чтобы во время работы не было сколов, и инструмент не вилял, пятку резака слегка приближайте к заготовке. Однако внимательно следите, чтобы она не «зарывалась» в доску.
  2. Надрезка – первый проход резака по отмеченной карандашом линии . Движение резака под конец линии слегка задержите, приподняв пятку, чтобы закончить линию точно у отметки поля.
  3. Разверните заготовку влево и по той же лини проведите резаком, но уже с другой стороны . Такой прием получил название подрезки. Результатом надрезки и подрезки будет ровная канавка треугольного сечения.

Работа вдоль волокон

Узор поперек волокон

  1. Разметьте заготовку таким же способом, как и предыдущий , только поперек волокон.
  2. Старайтесь линии располагать параллельно торцу заготовки .
  3. Доску разворачивайте длинной стороной к себе , фиксируйте и придерживайте для устойчивости левой рукой.
  4. Надрезку делайте резаком под углом в 45˚ , после чего заготовку разверните и сделайте подрезку.

Совет: поскольку резак поперек волокон вести тяжелее, его пятку следует немного приподнять.

Шашечек

  1. Совместите между собой параллельные и поперечные линии , чтобы создать простой рисунок – шашечки. При этом соблюдайте точное расстояние.
  2. Сделайте надрезку сначала по линии волокон , при этом инструмент проводите немного правее разметки.
  3. Разверните заготовку и произведите подрезку .
  4. В аналогичном порядке проведите подрезку и надрезку поперек волокон резаком .

Схема составления рисунка шашечки

Такая техника позволяет украсить деревянную поверхность орнаментом из правильных квадратов-шашечек. Узор нередко используют для украшения крышек различных сундуков или ларей.

Рисунок сетки

Следующий способ – нарезание прямых параллельных линий под углом и диагонально к краям заготовки. Можно делать разные углы, чтобы получались пологие или остроугольные узоры.

Схемы геометрической резьбы по дереву в виде сетки

Перпендикулярные линии такого типа при пересечении формируют узор из повторяющихся ромбов или квадратов, который носит название сетки. Начальные линии надрезаются на деревянной поверхности справа налево, затем заготовка переворачивается и проводится вторая надрезка, но в обратном направлении – слева направо.

Подрезка осуществляется в аналогичном порядке. Корректное расположение резака влияет на правильность проведенных линий резьбы, аккуратность и эстетичность готового узора. (См. также статью Лобзик по дереву: особенности.)

Вывод

Как видно из статьи, техника создания резьбы по дереву не отличается чем-то экстраординарным, как это может показаться вначале. Сделать для себя красивую деревянную поверхность сможет практически каждый, для этого нужно только старание и терпение.

Сегодня вы узнали о том, как производить подготовку материала к работе, а также несколько видов техники резьбы по дереву. Видео в этой статье даст возможность найти дополнительную информацию по вышеуказанной теме.

Рельефная резьба: от базовых навыков к уверенной технике

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм, прямой стамески 12 мм, радиусной (полукруглой) 10 мм, подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Перенос рисунка

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Вырезание основного контура

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм/угол 60°). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.
Читать еще:  Если розетка тройная как подключать

Выборка фона

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

Проработка основной композиции

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм/угол 45°) или #16 (ширина лезвия 6 мм/угол 35°).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм. Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Резьба листа

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

Детализация черт лица

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Детализация шерсти

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150. Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка. В плоскорельефной резьбе морение используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Воск. Оптимальный вариант декоративной отделки для резных работ, выполненных на темных породах дерева. Воск подчеркивает достоинства древесины: делает ее гладкой, добавляет легкий блеск и мягкий бархатистый оттенок. Но такой вариант отделки подойдет не для всех разновидностей рельефной резьбы. Эффективность нанесения воска во многом зависит от качества располировки, с чем возникнут сложности при отделке объемных горельефов, а также работ со сложной и мелкой детализацией.

Масла. Также как и использование морилки, применение масла в качестве декоративной отделки имеет множество подводных камней и сопряжено с потенциальными рисками: от разбухания до образования пятен. В случае с рельефной резьбой такую отделку не рекомендуют наносить более чем в 1-2 слоя. О специфике каждого типа масла мы подробно говорили в одной из наших статей.

Геометрическая резьба по дереву: тонкости и хитрости на практике

Вырезание на дереве различных геометрических фигур (треугольников, кругов, квадратов) является одной из разновидностей резьбы по дереву – геометрической. Это один из самых простых способов этого декоративно-прикладного искусства. Он ограничивается двумя основными приемами: прорезание дерева вдоль слоя древесины и прорезание против слоя. Геометрическая резьба по дереву из инструментов предполагает только хорошо заточенный нож.

Основной большинства геометрических орнаментов является треугольник. Еще одно преимущество таких узоров – отсутствие необходимости делать глубокие надрезы.

Но несмотря на простоту исполнения, изделия с геометрической резьбой отличаются красотой и изяществом. В наших статьях можно найти рисунки, эскизы, узоры, схемы, которые можно легко скачать.

Легкий урок

Предлагаем вашему вниманию интересный мастер-класс для начинающих, позволяющий освоить основные приемы геометрической резьбы.

Для работы понадобятся:

  • древесина мягкой породы (наилучший вариант – доска из березы);
  • нож-косяк;
  • карандаш;
  • линейка.

Первым делом необходимо нанести эскиз будущего узора на основу. Для этого начертим две линии, параллельные друг другу, расстояние между которыми будет 1 см. На каждой линии сделаем отметки, через 1 см каждая, чередующиеся в шахматном порядке.

Теперь, используя сделанные ранее отметки, нарисуем ряд треугольников. Обозначим внутри каждого центр маленькой точкой.

Соедините центры треугольников с их углами (иными словами – проведите радиусы описанных окружностей).

Теперь можно приступить к начальному этапу резьбы. Прежде чем это сделать, необходимо ознакомиться с правилами безопасности при работе с режущими предметами:

  • инструмент должен находиться в ведущей руке;
  • другая рука должна лежать перед резчиком;
  • во время работы нельзя отвлекаться, необходимо быть максимально внимательным и сосредоточенным.

Приступаем к резьбе.

«Носок» (выступающую часть) резца вводим на глубину 4-5 мм, а «пятку» наклоняем до угла треугольника.

С наклоном ножа в сторону аккуратно вырезаем одну сторону треугольника.

Поворачиваем доску на 90 градусов и вырезаем остальные стороны треугольника.

Данный вид резьбы называется «трехгранно-выемчатым».

Прорабатываем остальные треугольники. По завершению ряда получим вот такой орнамент:

Снова отмечаем центры полученных треугольников и соединяем их с вершинами.

Вырезаем тем же самым способом, получая в результате узор-змейку, как на фотографии.

Прорисуем еще одну строчку с идентичным узором.

Вырезаем сначала верхние, а затем и нижние треугольники.

В итоге получается узор-розетка.

Познакомимся с еще одним интересным элементов. Начертим окружность произвольного диаметра и разделим ее на произвольное количество частей.

Соединим точки, которыми мы разделили окружность, с ее центром.

Внутри первой окружности изобразим еще одну, прорисуем лучи.

Снова работаем с резцом. Действуем по описанной схеме («носок» углубляем, «пятку» направляем на основание).

Получаем скол треугольной формы.

Вырезаем все треугольнички.

Делаем надрез вдоль внутренних линий луча.

Вырезаем сначала одну, а затем и другую сторону.

Получаем оформленный луч, выступающий над поверхностью.

Таким же образом прорабатываем остальные лучи, получившийся узор называется «сияние».

Необязательно делать лучи прямыми. Возможен и такой вариант узора.

Стачиваем все шероховатости мелкозернистой наждачной бумагой.

Вот такие работы можно получить на основании навыков геометрической резьбы, полученных в данном уроке (на фото– разделочные доски, альбомы, шкатулки):

Видео по теме статьи

Геометрическая резьба – отличный вариант для новичков приобщиться к искусству резьбы по дереву. Еще больше полезной информации и красивых эскизов в небольшой видео подборке.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector