Gc-helper.ru

ГК Хелпер
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гипсовые розетки учебные рисунки

А) стоящий цилиндр; б) лежащий цилиндр

Лабораторная работа №2: Рисунок натюрморта, составленного из двух-трёх гипсовых геометрических тел

Цель задания:Закрепление перспективных навыков в построении геометрических тел

Учебные задачи:

1. Выполнить компоновку и линейно-конструктивное построение простых геометрических тел в пространстве с использованием перспективы.

2. Развивать композиционно-пространственное мышление. Проверить и закрепить приобретенные знания перспективы.

3. Закрепить навык грамотного разбора тональных отношений

Материалы и инструменты:формат А3, простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. На листе располагают композицию, составленную по воображению из двух и более геометрических тел с освещением (рис. 5-8). Геометрические предметы должны пересекаться друг с другом, врезаться. Свободно выбираются сочетание форм, масштабные соотношения, линия горизонта.

В работе следует добиваться простоты, лаконизма, четкой и ясной конструктивности изображения. Работа над композицией состоит из двух этапов – эскизирования и исполнения. В процессе эскизирования конкретизируется замысел и определяется композиционный мотив, который будет положен в основу изображения. Выбор варианта ускоряется и облегчается, если автор ведет поиск сразу в заданном формате, четко и точно, без небрежности строит рисунок в эскизе. После этого его легко можно перенести на большой формат.

Последовательность работы над рисунком натюрморта (рис.5).

I этап – Поиск композиции.

II этап – Определение перспективы основных форм и пропорций.

III этап – Уточнение перспективы основных форм.

IV этап – На основе точно найденных перспективных направлений, с помощью различных осевых вспомогательных линий подробно анализируются пропорции и строение всех форм.

V этап – Легкой штриховкой определяются светотеневые характеристики форм.

VI этап – Завершение детальной светотеневой моделировки всех объектов.

Рисунок 5 – Последовательность работы над рисунком натюрморта

Рисунок 6 – Натюрморт из геометрических тел

Рисунок 7 – Натюрморт из геометрических тел

Рисунок 8 – Натюрморт из геометрических тел

Лабораторная работа №3: Рисунок гипсовой розетки

Цель задания: объемно-пространственное изображение гипсовой розетки с необходимым применением тона.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок гипсовой розетки.

2. Построить рисунок гипсовой розетки с учётом законов перспективы.

3. Показать светотеневую моделировку формы гипсовой розетки.

Материалы и инструменты:формат А3, простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. В качестве натуры используется пластически выразительная модель с растительным орнаментом (рис. 9-13). В процессе выполнения рисунка закрепляются навыки компоновки и соблюдения методической последовательности ведения работы.

Особое внимание заостряется на приемах построения карандашом сложной пластической формы путем сведения ее к простым геометрическим объемам и плоскостям. Светотеневая моделировка формы – это логическое продолжение линейного построения, а не механическое дополнение к нему, то есть не просто раскраска рисунка тоном. Выясняются технические возможности и недостатки карандаша как графического материала, его тональный диапазон, эстетические качества, целесообразность использования в учебном рисунке различных сортов карандашей.

Главные требования к занятию: грамотность построения, академическая строгость и завершенность исполнения, цельность изображения, согласованность и единство деталей и целого.

Рисующий должен четко уяснить себе структуру изображаемого объема путем расчленения его с помощью вспомогательных линий на простые и ясные плоскости и планы. Следует добиваться тонкой гармонической соразмерности пластических масс изображаемой модели, передачи ее характерных индивидуальных особенностей.

Рисунок 9 – Рисунок гипсовой розетки

Рассмотрим орнамент с точки зрения перспективы. Если он находится выше уровня горизонта, то точки схода для двух семейств параллельных линий будут внизу. Первое семейство – горизонтальные линии глубины. Второе – горизонтали ширины этой плиты и линии связи для симметричных точек орнамента – у них общая точка схода. Вертикали строим строго вертикально (рис. 9).

Начнем наши построения с базовой плиты. На базовой плите отметим середину вертикальной линией – это след плоскости симметрии орнамента. Теперь выясним по направлению наклон средней линии в условной передней плоскости орнамента и построим эту линию с соответствующим сдвигом вправо. Отметим на наклонной линии высоту трилистника и найдем положение симметричных точек для основных размеров по ширине, которые будут откладываться на горизонтальных линиях с точкой схода справа. Соединим эти точки. Далее доводим рисунок исходя из построенной конструкции (Рис.10).

Рисунок 10 – Этапы выполнения построения гипсовой розетки

Найдя конструкцию розетки и определив основные составляющие ее части, следует наметить тональные разницы, то есть отметить объемы, получающие прямые лучи, и объемы, не получающие прямых лучей, а затем повести рисунок как построение формы тоном. В тональном рисунке каждый штрих должен помогать уточнять общую форму всей розетки, и чем точнее становится решение светотени, тем точнее получается рисунок (рис.12).

В ходе выполнения подобного задания (рисование карандашом гипсовой розетки) начинающему художнику важно привыкнуть к тому, что построение формы не ограничивается решением ее конструкции и что весь процесс рисунка – это построение и уточнение формы, где тон является одним из средств выявления объема и конструкции этой формы. Практически приходя к подобному выводу, начинающий рисовальщик лучше поймет смысл самого метода рисования, который заключается не столько в простом изображении реальных предметов, сколько в изучении их формы, чтобы с помощью приобретаемых знаний уметь в дальнейшем научиться рисовать, воспроизводя любой предмет. Именно поэтому рисунок – это всегда и прежде всего изучение – изучение конструкции, изучение характера формы, а не рисование ради рисования.

Рисунок 11 – Рисунок розетки

Рисунок 12- Рисунок гипсового орнамента

Рисунок 13 – Рисунок розетки

Лабораторная работа №4: Рисунок натюрморта с гипсовой вазой и драпировкой

Цель задания: Развитие пространственного мышления, умения логически строить форму средствами линии с минимальным применением тона, то есть линий построения, без которых немыслим конструктивный анализ изображаемого.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок гипсовой вазы.

2. Построить рисунок гипсовой вазы с учётом законов перспективы.

3. Показать светотеневую моделировку формы гипсовой вазы.

Материалы и инструменты:формат А2, простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. Линейное построение формы – основа грамотного учебного рисунка. Разместив рисунок на формате листа, студент должен добиться гармоничной строгости пропорций вазы, верного масштабного и пространственного соотношения, строгой симметрии формы. Основная трудность работы заключается в конструировании формы путем построения системы линий осей, разрезов и сечений, необходимых для выявления объема. Очень точно должна быть найдена точка опоры вазы, передающая ощущение устойчивого положения на горизонтальной плоскости. Это невозможно сделать без учета линии горизонта, его уровня и точки зрения на предмет. Мно­гократное изображение окружности в перспективе дает хороший навык в построении тел вращения. Сложная форма вазы требует разложения ее (в целях наилучшего уяснения) на простые геометрические объемы, изу­ченные студентами ранее на предыдущих занятиях. Обязательным требованием этого задания является тщательное рисование не только видимых контуров, но и невидимой части предмета. Четкие и строгие линии рисунка не следует делать слишком жесткими и сухими, как на чертеже. Линия рисунка, являясь средством передачи объема, должна быть живой, пластичной, разнообразной по толщине и силе тона, что придает ей свойства пространственности. Линии основные и вспомогательные, видимые и невидимые, обозначающие ближние и удаленные планы, должны быть различными по характеру. Рисунок должен производить целое, законченное впечатление (рис. 14).

Рисунок 14 – Рисунок гипсовой вазы

Лабораторная работа №5: Рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом, двумя предметами и драпировкой

Цель задания: Развитие пространственного мышления, умения логически строить форму изображаемого.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать натюрморт с гипсовым орнаментом.

2. Построить рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом с учётом законов перспективы.

Читать еще:  Штепсельная розетка с защитным контактом 220в 16а ip44

3. Показать светотеневую моделировку формы.

Материалы и инструменты:формат А2, простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. В данной работе задача усложнится не только тем, что художнику придётся передавать разные по фактуре и по своим качествам предметы. Первостепенное значение для него приобретёт точная передача натуры, её внешнего облика и фактурных особенностей.

Главное в выполнении данной работы – передать фактурные особенности каждого предмета, причем важным средством для достижения подобной цели будет тон, который и позволяет произвести отличие гипса от ткани: твердого от мягкого, гладкой поверхности от шероховатой и т. д.

Поэтому, уловив тональное отличие ткани от гипсовой отливки и построив форму, как розетки, так и складок, начинающему художнику важно учиться рисовать, уделяя основное внимание тональному характеру формы. Постоянно сравнивая особенности формы розетки, ее белизну, жесткость материала, четкость тональных отношений с мягкостью формы и тонкостью теней на ткани. Выверяя тоном и драпировку, и отливку, можно добиться очень полного воспроизведения фактурных особенностей предметов, как мы видим их в натуре.

Гипсовая розетка «Виноградная лоза»

На странице представлен пример изготовления потолочной гипсовой розетки с орнаментом «Виноградная лоза». Оригинальный дизайн, не имеющий аналогов в сфере лепного декора, был разработан и изготовлен основателем компании «Авторский ремонт» Александром Посукан по заказу для частного интерьера.

Изготовление гипсовой модели потолочной розетки

Для будущей модели потолочной розетки изготавливаются две основы в виде тарелки (диаметр 60см) . Первая (черновая) понадобится как основа для нанесения пластилинового орнамента, вторая (главная) нужна для заключительной сборки уже отлитых гипсовых фрагментов.

Теперь по порядку. После недельного просушивания на черновую основу наносится заранее рассчитанная разметка и рисунок для дальнейшей лепки из пластилина основного фрагмента модели «Виноградная лоза».

Далее пластилиновый орнамент заливается двухкомпонентным силиконом. Обычно процесс нанесения формовочного силикона занимает 2 дня: в первый день наносится один слой, на следующий день — два слоя с пятичасовым интервалом. Спустя 24 часа, необходимого для окончательного затвердевания, на форме создается гипсовый поддон, выполняющий функции жесткого каркаса для гибкого силикона.

После схватывания, поддон снимается с формы. Последняя также извлекается из пластилиновой модели, промывается, подрезается в нужных местах и накладывается обратно на поддон, как показано на изображении.

В ниши силиконовой формы заливается гипс. Процесс отливки запланированного количества гипсовых элементов связан с рядом вспомогательных операций:

  1. Удаление пузырьков воздуха из жидкого гипса;
  2. Очистка кромки отлитых частей от заусенцев;
  3. Шлифовка.

Сборка фрагментов орнамента.

На фото показан процесс сборки частей гипсового орнамента на главной розетке. Все элементы «Виноградная лоза» приклеиваются по разметке к плоскости тарелки.

Фрагменты на местах соединения обрабатываются финишной шпатлевкой при помощи кисти, тонких шпателей и скальпеля. После просушивания наступает черед подрезки подмазанных частей и завершающей шлифовки. Таким образом получена «родительская» гипсовая розетка с орнаментом «Виноградная лоза», с которой будет снят силиконовый слепок.

Далее следует череда вышеописанных операций по созданию основной заливочной формы. Заключительный шаг — отливка копий потолочной розетки нужного количества.

Новые работы: гипсовый орнамент «Розы»

Аналогичным способом изготовлен оригинальный орнамент «Розы» (62/62см), предназначенного для декоративного оформления угловых участков потолка.

Модель из пластилина для потолочного орнамента
Форма для отливки копий
Результат

В отличие угловых композиций на платформе (орнамент отливается вместе с «подошвой»), присутствующих в ассортименте лепных фирм, наш вариант является прозрачным, т.е. собирается и фиксируется на потолке тыльной стороной. В результате создается сильное впечатление от изящного гипсового узора, ненавязчиво подчеркивающего углы потолка.

Изготовление лепнины собственного дизайна — трудоемкий и очень кропотливый труд, который невозможен без творческого подхода. На основе последнего и созданы все работы нашего коллектива.

О процессе работ по потолочным карнизам читайте, изучайте в разделе: Карнизы с орнаментом

Гипсовые розетки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Гипс — один из самых древних строительных материалов. Его белый цвет, способность твердеть при соединении с водой, возможность придания твердеющему составу любой формы давно используют строители и ваятели. Для них он главный рабочий материал. Благодаря способности быстро приобретать прочность и нужную форму, благодаря высокой степени экологичности самого материала велика роль гипса и в медицине. Известный в прошлом как «алебастр», он широко использовался во всем мире при производстве ремонтно-строительных работ — для внутренней отделки помещений, украшений интерьеров в виде лепнины на потолках и стенах.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая гипсовая розетка.docx

Гипс — один из самых древних строительных материалов. Его белый цвет, способность твердеть при соединении с водой, возможность придания твердеющему составу любой формы давно используют строители и ваятели. Для них он главный рабочий материал. Благодаря способности быстро приобретать прочность и нужную форму, благодаря высокой степени экологичности самого материала велика роль гипса и в медицине. Известный в прошлом как «алебастр», он широко использовался во всем мире при производстве ремонтно-строительных работ — для внутренней отделки помещений, украшений интерьеров в виде лепнины на потолках и стенах.

Существует такая поговорка: все новое – это хорошо забытое старое. Именно благодаря такой поговорке до сих пор живо такое искусство, как лепнина из гипса! С каждым годом растет число людей, которые решают уйти от современного дизайна в своем доме или квартире. Они как бы специально возвращаются в прошлые времена, к тем прекрасным на вид и изысканным украшениям из гипсовой лепнины. Поэтому так актуальна тема, которую я рассматриваю в своей курсовой.

Гипсовая лепнина может применяться абсолютно везде! Это может быть и рамка для зеркал или картин, камины или порталы, которые очень изящно смотрятся в классической гостиной. Также гипсовой лепниной декорируют беседки на свежем воздухе или устанавливают статуи в полный рост у дома, придавая ему вид античного римского стиля. Гипсовый лепной декор хорошо поможет избавить обстановку от обыденной серости, а также придаст хозяину помещения чувство хорошего тона!

Почему выгодно использовать гипсовую лепнину для декорирования помещения? Потому что лепнина из гипса является абсолютно экологическим материалом! Также при незначительных повреждениях ее не придется заказывать заново, практически каждую деталь лепнины можно отреставрировать на месте. Качественная лепнина никогда не будет содержать примесей, что позволит ей в будущем не крошится. Лепнина считается одним из самых устойчивых материалов к резким перепадам температуры, она не дает усадки, что позволяет сохраняться ей на многие десятилетия, а в некоторых случаях и на столетия!

Гипсовая лепнина на потолок используется для розеток (орнамент устанавливаемый вокруг люстры) и других орнаментов, которых великое множество. Гипсовые розетки, карнизы, молдинги, плинтуса очень эффектно смотрятся в больших помещениях с огромными люстрами, как в бальных залах, придавая помещению вид XVII века, помимо этого с помощью гипсовой лепнины на потолок создаются оптические эффекты, допустим, глубина потолка! Но даже в небольших помещениях гипсовая лепнина на потолке будет смотреться изящно. В настоящее время модным стало использовать лепные потолочные профили, с помощью которых делают скрытое освещение.

1. Гипсовая лепнина

Новое — это хорошо забытое старое – эта фраза относится не только к миру высокой моды, но и к модным интерьерным тенденциям. Гипсовая лепнина не раз совершала свой «виток» в истории роскоши. Еще древние египтяне использовали свойства гипса (легкость, прочность, эластичность) в строительстве и медицине. Сохранившаяся античная греческая и римская лепнина представляет выдающиеся шедевры того времени и стала эталоном для последующих архитектурных стилей.

Читать еще:  Розетка для пассажиров дастер

До наших дней дошли барельефы, выполненные из гипса, на которых изображены сцены из жизни богов, исторические события и жанровые зарисовки, которые отражают культуру того времени.

Настоящий расцвет лепнины из гипса, ее триумф – эпоха барокко, для которой характерны размах роскоши, плавные и сложные криволинейные формы богато украшенного лепного декора, масштабные ряды колонн, изобилие скульптур на фасадах домов и в интерьерах (атланты, кариатиды, маскароны, амуры, ангелочки, гирлянды из фруктов). Родоначальник этого стиля – великий итальянский архитектор, скульптор, живописец и поэт Микеланджело Буонарроти (1475-1564 гг.), его основные архитектурные работы – библиотека Лауренциана (1524 г.) во Флоренции, с 1546 г. архитектор собора Святого Петра в Риме, оформление Капитолийского холма (1536-1538 гг.).

В России лепнина из гипса при возведении зданий стала повсеместно применяться с началом строительства Петербурга. Шедевры гипсового лепного декора создавались подлинными мастерами, которые обладали большим вкусом и тонким пониманием свойств и декоративных особенностей материала. Особенно отчетливо белый рельеф гипсовой лепки смотрится на голубых (Воронцовский дворец, Крым), желтых (Юсуповский дворец, Крым), розовых и нежно-зеленых оттенках стен. Ажур лепных изделий, обрамляя окна, арки, камины, потолочные карнизы, создает настроение интерьера, наполняет его жизненной силой.

Гипсовая лепнина популярна и сейчас, неся атмосферу великолепия, благородной солидности и тонкого королевского вкуса. Мастеров, способных воплотить эту атмосферу и сохранить тонкую грань между стилем и кичем, не много.

Поверхность готовых гипсовых изделий легко окрашивается: можно использовать краску одного тона или нанести сложный рисунок, например, создавать имитацию поверхности металла, камня или дерева – там, где нет возможности использовать эти материалы или выполняя замысел автора интерьера. Но чаще используется натуральный цвет гипса – он подчеркивает тончайшие детали рельефа гипсовых изделий, придавая им воздушность, легкость. Благодаря особенностям этого материала изделия из гипса смотрятся пластично, граница света и тени кажется плавной.

Гипс – природный материал, а гипсовые вяжущие порошкообразные материалы, получаемые из него путем термической обработки и измельчения, имеют уникальное свойство – при затворении водой (50-70 % от массы гипса), образуется пластичное тесто, из которого умелые руки мастеров создают свои шедевры. Полученные изделия из гипса быстро схватываются и набирают твердость и прочность, которая повышается по мере высушивания.

Применяя гипс, следует учитывать следующее:

  • При затворении гипс всыпать в воду при непрерывном перемешивании;

Энергичное смешивание вести не более 2 мин. (с замедлителями схватывания 3 мин.);

  • Не применять гипса в местах, подвергающемуся постоянному увлажнению;
  • При изготовлении гипсовых отливок в формы учитывать, что гипс при твердении увеличивается в объеме на 0,3-1 %, благодаря чему проникает в мельчайшие рельефы формы, позволяя добиться, порой необходимой ювелирной точности и тонкости отливки.

Общая интерьерная композиция создается из отдельных повторяющихся или оригинальных гипсовых отливок, которые могут быть и простые, такие как карнизы, плинтусы, наличники, так и сложные: капитель колонны, растительный орнамент, маскароны и т.д.

Изначально всю лепнину изготавливали только в ручную (от слова «лепить» и произошло ее название) и многое зависело от мастерства лепщика, но талантливых мастеров было немного, поэтому, для изготовления поточных изделий, стали использовать шаблоны и формы.

С помощью шаблона можно сделать тяги прямых и криволинейных форм. Элементы декора, которые можно выполнить с помощью шаблона прямолинейных тяг: карнизы, пояски, гурты, наличники, филенки, сандрики, кессоны и русты. Шаблон для такой тяги состоит из доски, которой придается определенный профиль или лекала и салазок. Криволинейные тяги: архивольты и обрамления арок, розетки, криволинейные кессоны, наличники окон, своды, ниши, капители и базы круглых колонн выполняют с помощью специального шаблона (воробы), который изготавливают из доски заданного профиля, полозка и радиусной рейки.

Для производства лепнины методом отливок, используют формы: металлические, деревянные или силиконовые. Металлические или деревянные формы применяют, если будущая отливка имеет, в общем, прямолинейные контуры и небольшие закругления. Для выполнения сложных отливок криволинейных форм с поднутрениями, выступающими частями, скульптур, бюстов, капителей колонн и т.д. используют силикон. Прежде чем делать форму изготавливают модель будущей отливки. Она может быть из гипса, глины или пластилина, так называемый скульптурный эскиз. На этом этапе работы очень многое зависит от мастерства художника-лепщика, от его фантазии, опыта работы и, конечно, пожеланий заказчика. Сложную модель заливают силиконом для получения формы, для дальнейшего изготовления отливок. После высыхания, гипсовая отливка легко вынимается из формы. Фрагменты лепного декора изготавливаются в необходимом количестве и крепятся на поверхность, образуя задуманный рисунок.

К несомненным достоинствам лепнины из гипса относится:

  • Гипс – натуральный экологически чистый материал – не вызывает аллергических реакций;
  • Лепные изделия из гипса, при необходимости, легко реставрируются, при этом используется тот же материал;
  • Возможность изготавливать как несложные изделия, так и выполнять индивидуальные проекты;
  • Гипс обладает высокими термо- и звукоизоляционными свойствами;
  • Лепной гипсовый декор придает интерьеру завершенность;
  • Гипс — природный регулятор микроклимата в помещении благодаря его естественным особенностям – он «дышит» водой.

Рис. 1. Античные барельефы, выполненные из гипса.

Рис.2. Лепка из гипса на фоне розовых стен.

Рисование гипсовой розетки

Изображение орнамента гипсовой розетки следует начинать с размещения ее на листе бумаги. При этом изображение розетки необходимо начинать с прямоугольной плиты, а не самого орнамента. Для этого намечают видимую с данной точки зрения общую форму, верхние, нижние и боковые границы. Здесь необходимо отметить, что на начальной стадии построения важно правильно определить основные габаритные размеры с учетом перспективного сокращения. От того, насколько верно определены размеры плиты, во многом зависят основные пропорции орнамента и его составных элементов. Определив основные размеры плиты и ее положение в пространстве (наклонное, вертикальное), намечают ось симметрии, являющуюся базовой основой рисунка. После чего, ориентируясь на характерные точки построения, строят линии, определяющие массу орнамента, и вспомогательными линиями намечают узловые пункты лепестков и отдельных форм как у основания плиты, так и на выступающей поверхности, обозначая характерными точками основные узлы ближних элементов и перспективную отдаленность элементов, парных к ним. Это относится к рисованию модели с трехчетвертного положения.


Рис. 94

Для ясности построения конструкции изображения рельефа орнамента нужно прорисовывать легкими линиями, как бы прозрачно, насквозь, все видимые и невидимые формы элементов. Это поможет проследить за ходом построения высоты рельефа орнамента, особенно на дальней, скрытой от глаз стороне высоты рельефа. Наметив основную выступающую массу орнамента, следует перейти к определению его крупных элементов. Проверив их, можно будет приступить к построению более мелких деталей. Работая над деталями, не следует терять из вида уже намеченную большую форму, что часто случается с начинающими рисовальщиками. При построении изображения гипсовых розеток с симметричным расположением орнамента необходимо последовательно намечать симметричные детали как справа, так и слева или, намечая ближнюю, следует намечать и дальнюю с одинаковой степенью прорисовки, но с учетом удаленности.


Рис.95. Принципы построения гипсовых несимметричных орнаментов

Несимметричные орнаменты (рис.95) представляют собой более сложную форму для рисования с натуры. Здесь, прежде всего, необходимо основываться на характере формы изгиба и завитка, правильно соотносить их пропорциональные части между собой и с целым. Намечая вспомогательными линиями основные размеры орнамента, следует установить взаимосвязь отдельных частей между собой. Установив основные пропорциональные отношения, переходят к изображению изгибов лепестков, цветов, веток, а также спиральных кривых завитка, сопоставляя их с остальными, ранее уточненными деталями. Приступая к выявлению объемной формы светотенью, необходимо подчеркнуть характер изгиба форм, плавность переходов линий, и главное, правильно сопоставить силу тонов как в тени, так и на свету, приближая рисунок к определенной степени завершенности.

Читать еще:  Технические характеристики розеток штепсельных неутопленного типа

Наиболее сложным объектом для рисования в архитектурной орнаментировке является лист аканта, применяемый в основном в качестве декоративного элемента в композиции сложных по форме коринфских капителей (см. рис.92). На рисунках этой капители можно увидеть, как в определенном порядке расположены лепестки листьев аканта, волюты, различные завитки. При изображении подобных сложных капителей прежде всего следует постараться понять их конструктивную сущность, основу, составляющую общую форму. Ее, как правило, составляет либо усеченный конус, либо усеченная четырехгранная пирамида, направленная широким основанием вверх. Ее верхний элемент — абака, представляет собой плиту сложной конфигурации, в основе которой лежит квадрат. Это хорошо прослеживается при рассмотрении плиты в плане (сверху), когда все острые углы одинаково удалены от центра. Для построения таких капителей необходимо понять, что они, как и остальные, относятся к телам вращения. Поэтому построение следует начинать со средней линии — оси симметрии, так же, как при построении дорической и ионической капителей.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья План — конспект открытого урока на тему «Рисование гипсовой розетки». Автор: Егорова Людмила Николаевна

Автор: Егорова Людмила Николаевна
План-конспект открытого урока по предмету «рисунок» на тему «Рисование гипсовой розетки»

Автор: Егорова Людмила Николаевна

Муниципальное бюджетное учреждение

«Детская художественная школа»

городского округа Отрадный Самарской области

Конспект открытого урока

по предмету «Рисунок»

5 класс

« Рисование гипсовой розетки»

Преподаватель Егорова Л.Н.

г. о. Отрадный 2020 г.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по предмету «Рисунок» в 5 классе

7 октября 2020г.

дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная

программа в области изобразительного искусства «Живопись»

срок обучения – 5 лет

Егорова Людмила Николаевна

«Рисование гипсовой розетки» — 8 часов (2 занятия по 4 часа).

Тема урока: «

построение гипсовой розетки (4

Вид занятия:

рисование с натуры

выполнение построения гипсовой розетки, применение на

практике полученных знаний о законах «линейной перспективы».

— формирование и систематизация знаний по основам рисунка (градации
светотени, линейная перспектива);

— формирование понимания объемного и плоского изображения;

— развитие образного, пространственного мышления;

— развитие мышления на основе упражнений, направленных на выполнение
операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

— развитие глазомера, наблюдательности;

— развитие навыков воспринимать пропорции предметов, способность видеть
предметы целостно;

— закрепление последовательности изображения натуры;

— воспитание аккуратности при работе графическими материалами.

Методы и приемы работы:

мотивация учебной деятельности, наглядный

метод, метод образного сравнения, актуализация знаний и пробное учебное
действие, валеологическая пауза, рефлексия.

Оборудование и материалы к уроку для учителя

-постановка (гипсовая розетка на фоне драпировки, плита расположена на
натурном столе; освещение орнамента контрастное, с правого верхнего угла.)

-телевизор (эл. носитель информации для просмотра видео урока).

2. Наглядное пособие:

— тональный рисунок гипсовой розетки поэтапно.

3. Методическое пособие: «Последовательность построения симметричного
гипсового орнамента».

Материалы для учащихся:

плотная бумага формата А3, карандаш «Т»,

1. Организационная часть.
2. Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
3. Вводная беседа.
4.Объяснение нового материала

5. Самостоятельная работа.

6. Просмотр работ учащихся.

7. Подведение итогов.

Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку: наличие материалов и
необходимых инструментов, а так же правильность посадки учеников.

Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.

Объявить тему урока. Поставить перед учащимися цели и задачи урока.

Вводная беседа.

Гипсовые орнаменты и розетки применяются как архитектурные детали для
украшения фасадов зданий и интерьеров. Основу орнамента составляет
прямая плоская или кривая объемная плита, на которую наносится рисунок
из геометрических фигур или элементов растительного мира. Обычно
орнаменты состоят из одних и тех же ритмически повторяющихся элементов,
которые, как правило, подвержены стилизации, благодаря чему четко
просматривается их структура. В архитектуре наряду с простыми часто
используются ритмически сложные орнаменты, в которых прослеживаются
волнообразные элементы со спиральными завитками.
Форма орнамента состоит из большого количества разнообразнейших мелких
форм, которые объединены в одно целое, выражающее архитектурный
замысел. При рисовании орнамента важно разобраться во всех деталях, не

упуская целого. Прежде чем перейти к изображению элемента орнамента,
следует проанализировать высоту рельефа на отдельных участках.
Особенностью гипсового рельефного орнамента является четкость формы и
выразительность светотеневых переходов, поэтому необходимо обратить
внимание на освещенность орнамента.
Гипс относится к материалам, изобразительные свойства которых лучше
проявляются при искусственном освещении. При этом он дает четкие тени,
выразительную мягкость полутонов и ярко освещенные участки.

4.Объяснение нового материала

4.1. Анализ объекта.

Плита расположена на натурном столе. Освещение орнамента контрастное, с
правого верхнего угла, наша точка зрения — чуть слева от объекта
изображения. Мы видим плиту в небольшом ракурсе.

4.2. Композиционное размещение рисунка на листе.

Прежде всего, найдем композиционное расположение гипсовой плиты на
листе бумаги с учетом перспективных сокращений. Уточняем соотношения
общих масс частей и их пропорции, применяя метод визирования и метод
образного сравнения.
Определим, где будет проходить линия горизонта. В данной постановке она
будет проходить на уровне верхней части гипсовой плиты ближе к ее
верхнему краю.

4.3. Линейно-пространственное построение гипсовой розетки с учетом их
перспективного сокращения.

Сложную пластическую форму сводим к

простым геометрическим объемам и плоскостям.
Начинаем рисование гипсовой розетки с очерчивания прямоугольной плиты,
для этого отмечаем общую форму, нижние, верхние и боковые границы.

Также определяем размеры плиты с учетом перспективы и наклона объекта в
пространстве. Учитываем, что от правильности определения плиты во
многом будут зависеть ракурс и пропорции розетки.

На изображенной плите намечаем гипсовый орнамент. Определяем середину
плиты, проведя диагонали.
Намечаем линии симметрии, они будут являться базовой основой рисунка.
Затем, в зависимости от формы розетки, строим основные линии построения.
Заключаем в них многоугольник (количество углов зависит от количества
лепестков – выступающих точек). Отмечаем точками все основные узлы
элементов. Если розетка находится под углом, располагаем все фигуры
пропорционально с учетом перспективы.

Легкими полупрозрачными линиями прорисовываем основные линии
конструкции. Тщательно строим даже невидимые линии, так как малейшая
ошибка приведет к нарушению хода построения рельефа. Создаем общий

силуэт, при этом обращаем внимание, чтобы все части были
пропорциональны по отношению друг к другу.
Чтобы наметка стала более детальной и понятной, несколькими штрихами
условно отмечаем основные пятна теней.
Постепенно «обрубаем» все лишнее и добавляем мелкие детали. Получаем
максимальную объемность и конкретность всех форм, но не загрязняем
рисунок слишком большим количеством «поисковых» следов карандаша.
Все время уточняем построение орнамента, его расположение на гипсовой
плите, выявляем характерные формы.

5. Самостоятельная работа.

Пока рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по
отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников,
надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить
внимание на правилах построения гипсовой розетки в перспективе, пояснить
рисунком.

Просмотр работ учащихся.

Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим
критериям:
1. Композиция в листе.

2. Пропорции и характер предмета.

Подведение итогов.

Подведение итогов в форме просмотра (рефлексия) проводится в конце
каждого занятия.
Выставление оценок

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector