Периодичность среднего ремонта выключателей
Периодичность электроизмерений и нормы испытаний электрооборудования
Если следовать «Методическим указаниям по испытаниям электрооборудования и аппаратов электроустановок Потребителей» гл. 3.6. ПТЭЭП, то нормы испытания электрооборудования электрических установок, а также периодичность, определяются техническим руководителем того или иного потребителя. Руководитель всегда должен основываться на приложении 3, а также правилах в соответствии с заводскими инструкциями, местных условиях и состоянии электроустановок. Практически для каждого вида электрического оборудования испытания проводятся с различной рекомендуемой периодичностью, которая может изменяться на основании решения технического руководителя потребителя.
Периодичность и нормы испытаний электрооборудования напрямую зависят от требований Раздела I «Общие правила» (гл. 1.8) и от действующих Правил устройства электрических установок, которые можно найти в седьмом издании.
Согласно ПТЭЭП приложение 3.1 таблица 37, элементы электрических сетей подвергаются измерениям сопротивления изоляции в следующие сроки:
- электрическая проводка, включая осветительные сети, в помещениях с повышенной опасностью, а также в установках наружного использования – 1 раз в год, а во всех других случаях – 1 раз в 3 года.
- стационарные электрические плиты – не реже 1 раза в год в состоянии нагрева;
- лифты и краны – не реже 1 раз в год;
Согласно п. 3.4.12 ПТЭЭП полное сопротивление петли «фаза-нуль» электроприемников во взрывоопасных зонах должно измеряться при капитальном, текущем ремонтах и межремонтных испытаниях, но не реже 1 раза в 2 года. Внеплановые измерения должны выполняться при отказе устройств защиты электроустановок.
В иных случаях, периодичность измерения электроустановок и их испытания производятся согласно системе планово-предупредительного ремонта (ППР), утверждением которой должен заниматься технический руководитель потребителя. (ПТЭЭП п. 3.6.3)
Периодичность проведения электроизмерений в учреждениях здравоохранения
Периодичность проведения электроизмерений в учреждениях здравоохранения устанавливается ГОСТ Р 50571.28-2006 (МЭК 60364-7-710:2002), который утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. N 413-ст:
- 1. Проверка систем аварийного электроснабжение – 1 раз в год;
- 2. Измерения сопротивления изоляции – 1 раз в год;
- 3. Полное сопротивление петли «фаза-ноль» — 1 раз в год;
- 4. Визуальный осмотр электроустановок – 1 раз в год;
- 5. Измерения систем дополнительного уравнивания потенциалов – 1 раз в 3 года;
- 6. Измерения целостности системы уравнивания потенциалов – 1 раз в 3 года;
- 7. Измерение тока утечки трансформаторов медицинской системы IT – 1 раз в 3 года;
- 8. Замеры и испытание выключателей автоматических управляемых дифференциальным током (УЗО) – не реже 1 раза в год.
Периодичность проведения электроизмерений в зданиях и помещениях департамента образования
В зданиях и помещениях департамента образования (детские сады, школы, интернаты, институты и т. д.), электроизмерения проводят не реже чем 1 раз в год. Конкретный срок электроизмерений устанавливается системой планово-предупредительного ремонта (ППР), утвержденного техническим руководителем Потребителя. Ввиду того, что в зданиях и помещениях департамента образования (детские сады, школы, интернаты, институты и т. д.) пребывает большое количество дети, ответственные за электрохозяйство проводят электроизмерения не реже чем 1 раз в год.
Ремонт выключателей нагрузки
Выключатель нагрузки предназначен для коммутации и длительного пропускания номинальных токов в трёхфазных цепях переменного тока частоты 50 Гц номинальным напряжением до 10 кВ с изолированной или заземлённой нейтралью.
Выключатели нагрузки применяют:
- в шкафах комплектных распределительных устройств (КРУ);
- в шкафах комплектных трансформаторных подстанций (КТП);
- в камерах сборных одностороннего обслуживания (КСО);
- других электротехнических распределительных устройствах подобного типа, устанавливаемых в помещениях.
Выключатели нагрузки выполнены в трёхполюсном исполнении, с автогазовым гашением дуги, встроенным пружинным приводом главной цепи и встроенными ножами заземления (снизу), управляемыми вручную с помощью съёмной рукоятки (местное управление).
Кроме того выключатель нагрузки имеет:
электромагнит отключения — для обеспечения возможности автоматического отключения (в том числе при перегорании предохранителей);
- вспомогательные контакты (замыкающий и размыкающий) — для использования в цепях управления и сигнализации.
Ремонт выключателей нагрузки
Ремонт выключателей нагрузки проводят вместе с ремонтом остального оборудования подстанции. Сначала очищают выключатель от пыли, грязи, старой смазки и ржавчины, проверяют вертикальность и надежность крепления его рамы, внимательно осматривают изоляторы и пластмассовые дугогасительные камеры. При наличии трещин их заменяют. Дугогасительные камеры разбирают, очищают от копоти вкладыши из органического стекла. При толщине стенок вкладышей менее 1 мм их заменяют, контролируют также крепление изоляторов на раме. Далее проверяют состояние подвижных и неподвижных главных и дугогасительных контактов, удаляют напильником места незначительного подгорания, сильно обгоревшие контакты заменяют. Медленно отключая выключатель, убеждаются в совпадении осей подвижных и неподвижных главных контактов и в свободном вхождении подвижных дугогасительных контактов в горловину дугогасительных камер. При повороте вала выключателя на 70 градусов ножки должны передвигаться на 50 градусов, а дугогасительные подвижные контакты – входить в камеру на 160 мм. Если в конце включения выключателя ножи упираются в неподвижные контакты, то это необходимо устранить путем изменения длины тяги, соединяющий вал выключателя с приводом. Если выключатель тяжело отключается, зачищают и смазывают трущиеся детали, а также проверяют, правильно ли он соединен с приводом. Затем контролируется точность блокировки и состояние гибкой связи, соединяющей валы выключателя. Заключительная часть ремонта – подкраска каркаса, рычагов и тяг, а так же смазывание контактных поверхностей тонким слоем технического вазелина.
Вопросы для самоконтроля
1. Сроки проведения ремонта выключателя нагрузки.
2. Основные операции ремонта.
3. Алгоритм ремонта дугогасительной камеры
4. Алгоритм проведения заключительной части ремонта.
Капитальный ремонт выключателей — Ремонт масляных выключателей 6-10 кВ
При капитальном ремонте выполняются работы в объеме текущего ремонта и, кроме того, производится полная разборка и регулировка выключателя. Снимают междуполюсные перегородки (у выключателей типа ВМП-10К, ВМПП-10, ВМПЭ-10, ВМГ-10), сливают масло и одновременно проверяют работу маслоуказателей, отсоединяют от полюсов изоляционные тяги и снимают полюсы. Во время полной разборки все детали очищают от старой смазки и загрязнений, проверяют их состояние. Детали, имеющие значительный механический износ или повреждения, должны быть заменены новыми. Контакты и дугогасительные камеры ремонтируются, как и при текущем ремонте. У выключателя ВМП-10 отсоединять направляющие стержни от верхнего вывода не рекомендуется. Если это необходимо, при сборке тщательно проверяют положение упоров 21 (см. рис. 5) и фиксируют направляющие стержни стопорными винтами 22 во избежание поломки направляющей колодки 23. При ремонте контактов выключателя ВМП-10 необходимо проверить состояние расклепа оси роликовых контактов и, если нужно, произвести дополнительный расклеп.
Рис. 5. Разрез полюса выключателя ВМП-10
Кроме того, следует проверить крепление бронзовых полуосей шарнирного соединения рычагов, управляющих движением подвижного контакта. При образовании люфта (проворачивания полуоси) бронзовую полуось следует подклепать. У выключателя типа ВМГ-10 проверяются уплотнения токоведущего стержня и изолирующей бакелитовой трубки. Для этого вынимается ось, соединяющая подвижную серьгу и токоведущий стержень, отсоединяются гибкие связи от колодки стержня, вынимается токоведущий стержень и снимается проходной изолятор. При необходимости замены уплотнений производят разборку узла проходного изолятора (рис. 6). Для этого снимают токоведущую скобу 7, вынимают кольцо 8, дистанционную шайбу 9, манжету 10, втулку 11 и заменяют уплотнения. Для замены бакелитовой трубки выполняется разборка узла проходного изолятора, снимается нижнее пружинное кольцо 15, стягивающее полукольцо 14, вынимаются резиновые шайбы 1 и из проходного изолятора вынимается бакелитовая трубка. Снимаются верхнее пружинное кольцо 12 и полукольцо 13, после чего заменяется трубка. Сборка производится в обратной последовательности. Устранение вертикального перемещения трубки достигается шайбами 1, а зазора между манжетой 10 и кольцом 8—дистанционными шайбами 9. При установке проходного изолятора и нижней крышки болты следует затягивать равномерно по диагонали, не допуская перекоса. При правильной сборке подвижный токоведущий стержень должен свободно, без излишнего трения перемещаться в цилиндре. Убедиться в этом можно, опуская стержень с высоты 300 мм. При этом стержень под действием только собственного веса должен войти в неподвижный розеточный контакт примерно на 40 мм.
Рис. 6. Проходной изолятор выключателя ВМГ-10: 1,5 — шайбы резиновые; 2 — крышка; 3 — трубка бакелитовая; 4 — изолятор фарфоровый; 6 — колпачок; 7 — скоба токоведущая; 8 — кольцо; 9 — шайба дистанционная: 10 — манжета кожаная: 11 — втулка; 12, 15 — кольцо пружинное; 13. 14 — полукольцо
Токоведущие стержни выключателя типа ВМГП-10, соединенные с рычагами отрегулированного выключателя, должны свободно падать под действием собственного веса из крайнего отключенного и из любого промежуточного положения до точки вступления в работу дополнительной буферной пружины. Вступление в работу этой пружины должно происходить до касания подвижного контакта с неподвижным розеточный контактом. Кинематическая схема соединения выключателя типа ВМГП-10 с приводом типа ППВ-10 показана на рис. 7, кинематический механизм выключателя — на рис. 8. При включении выключателя регулируемый пружинный буфер должен начинать работу за 4—6 мм до первого коснувшегося контакта, при этом максимальный момент на валу выключателя при отсоединенной вертикальной тяге 4 (см. рис. 7) должен быть не более 280 Дж. Для обеспечения этого требования при сборке выключателя после ремонта рекомендуется проверить и сохранить заводскую регулировку хода буферной пружины 1 (см. рис. 8).
Рис. 7. Кинематическая схема соединения выключателя ВМГП-10 с приводом ППВ-10: 1, 2 — вилка; 3 — подшипник; 4, 7 — тяга; 5 — выключатель; 6 — привод; 8 — рычаг
Рис. 8. Кинематический механизм выключателя ВМГП-10: 1 — пружина буферная; 2— буфер масляный; 3 — болт-упор; 4 — рычаг с роликами; 5 — вал; 6 — рычаг изоляционный; 7 — серьга; 8 — токоведущий стержень
При сборке проверяют и подтягивают все крепления выключателя, а также контактные соединения. Контактные выводы выключателя и концы шин должны быть чистыми и покрыты тонким слоем смазки ЦИАТИМ-203 или ПВК. Шины должны подсоединяться таким образом, чтобы полюсы выключателя не испытывали механических напряжений. После ремонта следует по возможности восстановить заводскую регулировку. Полная регулировка проводится в случае замены полюсов и разборки узлов механизмов выключателя.
Регулировку начинают с проверки вертикальности подвеса рамы и цилиндров выключателя. Выключатель подвешивают на два верхних болта, после чего проверяют вертикальность подвеса рамы по отвесу. Если нижние или верхние опорные угольники рамы не прилегают вплотную к опорной плоскости, то образовавшиеся зазоры устраняют путем подкладывания шайб. После этого необходимо надежно затянуть и законтрить гайки всех болтов. Допускается отклонение от вертикального положения до 5°. Проверяют вертикальность установки цилиндров и расстояние между их осями. Перекос устраняют перемещением цилиндров вместе с опорными изоляторами относительно рамы. Расстояния между осями цилиндров должны быть 250±1 мм для выключателей типов ВМП-10, ВМГ-10 и ВМГП-10 и 230±2 мм для ВМП-10К, ВМПП-10 и ВМПЭ-10. После фиксации вертикального положения рамы устанавливают положение вала выключателя типа ВМП-10 или ВМПЭ-10 по специальному шаблону. Отключенное положение вала выключателя фиксируется масляным буфером. Угол поворота вала выключателя должен составлять у выключателей ВМП-10 и ВМПЭ-10 85—89°, ВМПП-10 — 65°, ВМГ-10 и ВМГП-10 — 45°. Изменение угла поворота достигается за счет установки регулировочных прокладок под масляный буфер. При установке отключающих пружин необходимо сохранить их предварительный натяг, установленный на заводе. Предварительный натяг определяется растяжением пружины за счет подвеса к ее концу груза 16 кг. У выключателей типа ВМП-10К наблюдались случаи зависания подвижных контактов в промежуточном положении из-за того, что рычаг 1 (рис. 9) механизма в процессе отключения не заходил в колпачок 2, а упирался в его основание в результате некачественного изготовления и сборки. Для предупреждения зависания подвижной системы выключателя необходимо во время его ремонта снимать колпачки и проверять состояние рабочих поверхностей. При задирах вблизи основания колпачка и наклепе на рычаге следует сменить неисправный полюс. В качестве исключения допускается временно опилить задиры. Если обнаружены значительные задиры или выбоины в теле полюса от ударов рычага, то неисправный полюс должен быть обязательно заменен.
Рис. 9. Положение подвижной системы выключателя в момент ее зависания при отключении
Рис. 10. Способ измерения включающего момента на валу выключателя с помощью рычага ручного включения
У выключателей типов ВМПП-10 и ВМПЭ-10 измеряется включающий момент на валу при помощи рычага ручного включения 1 (рис. 10) и динамометра. Для проведения измерения необходимо установить рычаг ручного включения на квадрат вала выключателя и надеть на рычаг трубу 2 так, чтобы расстояние от места присоединения динамометра до оси вала выключателя было 1 м. Вращая рычаг, доводят подвижные токоведу-щие стержни полюсов до касания их с неподвижными розеточными контактами и производят измерения на входе подвижных стержней в розеточные контакты. Максимальные включающие моменты должны быть для выключателей типа ВМПП-10 не более 130—150 Дж, для ВМПЭ-10 — не более 270—290 Дж. Измеряют усилие вытягивания токоведущего стержня из неподвижного контакта, предварительно нанеся смазку на поверхность ламелей неподвижного контакта. У выключателей типа ВМПП-10 оно должно быть не более 100—120 Н, у ВМГ-10 и ВМГП-10—не более 200 Н. В заключение определяются скорости включения и отключения выключателя с помощью электромагнитного вибрографа, а также измеряется сопротивление токопровода посредством микроомметра. По окончании ремонта и регулировки следует несколько раз включить и отключить выключатель приводом и провести испытание повышенным напряжением переменного тока.
Онлайн журнал электрика
Статьи по электроремонту и электромонтажу
- Справочник электрика
- Бытовые электроприборы
- Библиотека электрика
- Инструмент электрика
- Квалификационные характеристики
- Книги электрика
- Полезные советы электрику
- Электричество для чайников
- Справочник электромонтажника
- КИП и А
- Полезная информация
- Полезные советы
- Пусконаладочные работы
- Основы электротехники
- Провода и кабели
- Программа профессионального обучения
- Ремонт в доме
- Экономия электроэнергии
- Учёт электроэнергии
- Электрика на производстве
- Ремонт электрооборудования
- Трансформаторы и электрические машины
- Уроки электротехники
- Электрические аппараты
- Эксплуатация электрооборудования
- Электромонтажные работы
- Электрические схемы
- Электрические измерения
- Электрическое освещение
- Электробезопасность
- Электроснабжение
- Электротехнические материалы
- Электротехнические устройства
- Электротехнологические установки
Сроки и объем ремонта электродвигателей
Ремонт высоковольтных электродвигателей
Хоть какой электродвигатель, каким бы надежным он ни был, временами должен разбираться для осмотра, проверки и ремонта.
При долговременной работе в нем могут показаться различные недостатки. Если их вовремя не убрать, то электродвигатель выйдет из строя аварийно с такими повреждениями, при которых придется стопроцентно заменить обмотку. В некоторых случаях повреждения могут оказаться настолько большенными, что вернуть электродвигатель будет невозможно и его придется списать в металлолом.
Чем надежнее сделан электродвигатель, чем легче условия его работы, чем лучше надзор и уход за ним, тем меньше возможность возникновения изъянов в нем и тем пореже придется чинить его.
Но совершенно отрешиться от проведения предупредительного ремонта электродвигателей нельзя. В любом электродвигателе имеются подшипники качения либо подшипники скольжения. Расчетный срок службы подшипников качения в среднем не превосходит 8 000 – 10 000 ч,что составляет чуток больше 1-го года непрерывной работы. На практике подшипники качения нередко служат и больше этого срока. Но гарантировать высшую надежность при сверхсрочной работе шарикоподшипников и роликоподшипников нельзя. Потому если не поменять, то по последней мере проверить подшипник, отработавший гарантированное число часов, нужно.
Ремонт высоковольтных электродвигателей синхронных и асинхронных
В подшипниках скольжения при работе из-за выработки возрастает зазор меж шеей вала и вкладышем. Если величина этого зазора затмит максимально допустимую нормами, то может повыситься вибрация ротора, а при предстоящем срабатывании вкладыша, ротор заденет за статор. Большое повреждение электродвигателя в данном случае безизбежно. Потому нужно смотреть за величиной зазора в подшипниках и вовремя создавать перезаливку сработавшихся вкладышей.
Проверка и тем паче подмена подшипника качения либо неразъемного подшипника скольжения требуют отсоединения электродвигателя от приводимой машины либо механизма, развертывания электродвигателя на фундаменте, снятия с него полумуфты и торцовых крышек.
Для полной проверки электродвигателя после снятия торцовых крышек остается вытащить ротор, что при наличии приспособлений для выемки ротора огромного труда не составляет.
Выемка ротора для полной проверки нужна, потому что некие недостатки статора и ротора можно обнаружить только при вынутом роторе.
Ремонт электродвигателя с полной разборкой называется серьезным ремонтом.
В объем полгого ремонта, не считая полной разборки” входят: очистка, осмотр и проверка статора и ротора устранение выявленных изъянов (к примеру, перебандажировка схемной части обмотки статора, подмена: ослабевших клиньев и т. д.) покраска, если нужно, лобовых частей обмотки и расточки статора, ротора, промывка и проверка подшипников, если нужно, перезаливка подшипников скольжения либо подмена подшипников качения; проведение профилактических испытаний.
Не считая ремонта электродвигателя с полной разборкой, делается так именуемый текущий ремонт,при котором заменяется смазка и измеряются зазоры в подшипниках скольжения либо добавляется смазка и осматриваются сепараторы в подшипниках качения, производятся очистка и обдувка статора и ротора от пыли при снятой задней крышке, делается осмотр обмоток и стали в доступных местах.
В какие же сроки должен выполняться ремонт электродвигателей?
По (ПТЭ) серьезный ремонт с выемкой ротора электродвигателей ответственных устройств, работающих в томных критериях по температуре и загрязненности окружающего воздуха, должен выполняться не пореже 1 раза в 2 года. Для электродвигателей, работающих в обычных критериях, срок полгого ремонта устанавливается зависимо от местных критерий. Периодичность текущего и серьезного ремонтов устанавливается основным инженером.
Ответственными принято считать такие механизмы, отключение которых может вызвать остановку либо снижение нагрузки котла, турбины либо сделать опасность повреждения их.
К числу ответственных устройств относятся дымососы, дутьевые и мельничные вентиляторы, вентиляторы первичного воздуха, питательные, конденсатные и циркуляционные насосы, двигатель-генераторы и ряд других устройств. В неких случаях к числу ответственных относятся также сетевые насосы.
Роль и значение обозначенных устройств действительно велика. К примеру, отключение дымососа, дутьевого вентилятора либо вентилятора первичного воздуха приведет в наилучшем случае к понижению нагрузки либо полной остановке котла, а в худшем, если откажет блокировка, и к взрыву в котле. Отключение питательного насоса при отказе автоматического включения резервного насоса приведет к остановке котла, а при промедлении с остановкой котла – и к его повреждению из-за упуска воды.
Фактически большая часть больших электродвигателей, установленных на электростанции, являются ответственными. Исключение составляют электродвигатели мельниц, дробилок, компрессоров и некие другие. Их отключение не вызовет незамедлительного понижения нагрузки и повреждения котла и турбины. Но при выходе из строя этих электродвигателей на время их ремонта либо подмены на электростанции может сложиться аварийное положение, время от времени со понижением нагрузки.
Цех по ремонту электродвигателей
Деление электродвигателей на ответственные и неответственные оправдано при решении вопроса о том, какие из их следует обеспечить самозапуском в момент восстановления напряжения на собственных нуждах после аварийного положения, а какие можно при всем этом отключить, чтоб облегчить запуск ответственных двигателей. При определении сроков ремонта разделять средние и большие электродвигатели на ответственные и неответственные навряд ли целесообразна. Не стоит забывать, что выход из строя электродвигателя мощностью в несколько сотен кв, где бы он ни находился установлен, то большой вред производству
Полностью разумеется, что рисковать выходом такового электродвигателя из строя из-за несвоевременного предупредительного ремонта неприемлимо. Потому все средние и большие электродвигатели при определении сроков меж ремонтами целесообразно считать ответственными.
В отношении маленьких движков (мощностью до 100 квт) следует придерживаться другого подхода.
Возможность возникновения устранимых изъянов в обмотке статора и ротора этих движков по сравнению с более большими движками существенно ниже. Недостатки в шарикоподшипниках и роликоподшипниках этих движков, обычно, развиваются медлительнее, чем в больших, и их можно заранее обнаружить и убрать, не доводя дело до выхода электродвигателя из строя. В конце концов, если и произойдет повреждение мотора, то цена его перемотки по сравнению со ценой перемотки больших электродвигателей невелика.
Потому для маленьких электродвигателей при определении сроков меж ремонтами следует учесть, на каких они механизмах установлены — на ответственных либо нет.
Если они установлены на ответственных механизмах, то сроки меж ремонтами должны обеспечить надежную и бесперебойную работу этих электродвигателей от ремонта до ремонта. В неприятном случае дело может кончиться суровой катастрофой. К примеру, аварийный выход из строя маленького электродвигателя насоса остывания генератора при отсутствии резерва может привести к понижению нагрузки либо остановке генератора, а выход электродвигателя хоть какого маслонасоса к повреждению большого агрегата, на котором установлен маслонасос.
Для маленьких электродвигателей неответственных механизмов ремонт можно создавать только при обнаружении какого-нибудь недостатка, либо, как молвят, при необходимости.
Произведена полная подмена обмотки
Итак, по ПТЭ периодичность серьезного и текущего ремонта электродвигателей зависимо от условий их работы устанавливается основным инженером.
Какими же соображениями следует руководствоваться при подготовке решения головного инженера?
Можно поступить просто. Всем электродвигателям, независимо от критерий их работы, делать полный ремонт 1 раз в год. Ранее так и поступали. Но такое решение будет неверным. Очень частая разборка и сборка электродвигателей не только лишь не повысит их надежность, но при недостаточно высочайшем качестве ремонта может привести к оборотному результату. При неосторожной разборке может быть допущено задевание ротором либо торцовой крышкой за обмотку и повреждение ее. Могут быть повреждены подшипники при неправильном набивании полумуфты. Эти повреждения не всегда обнаруживаются, и в итоге электродвигатель выходит из строя через недолговременное время после ремонта. Потому упор необходимо делать не на более нередкий ремонт, а на более высочайшее качество его проведения.
Не стоит забывать и головного: очень нередкий ремонт приведет к ненадобным, неоправданным трудовым и вещественным затратам на ремонт электродвигателей.
Но из произнесенного не следует делать вывод, что во всех случаях полный ремонт 1 раз в год не нужен.
К примеру, для вновь смонтированных электродвигателей, в особенности средней и большой мощности, 1-ый полный ремонт имеет прямой смысл проводить через год с начала эксплуатации.
Древесные клинья в пазах статора и прокладки под ними, если они сделаны из недостаточно сухого материала, за этот период времени успеют высохнуть и начнут выпадать. Из-за высыхания и механических воздействий от пусковых токов и токов нагрузки могут ослабеть крепления лобовых частей. За год успеют проявиться и будут выявлены при разобранном движке большинство других изъянов, которые были бы допущены при изготовлении электродвигателя на заводе.
Подмена обмотки якоря
В конце концов, при осмотре разобранного электродвигателя будет установлено, как очень он запылился, не перегревался ли, не попадает ли на обмотку масло из подшипников, как работали подшипники и т. д. По результатам осмотра будет приниматься решение о периодичности последующих ремонтов.
Срок выполнения следующих серьезных ремонтов, если электродвигатель работает нормально и замечаний по нему нет, обычно, будет определяться состоянием его подшипников.
При подшипниках скольжения решающим является величина зазора меж вкладышем и валом. Срок службы подшипников скольжения колеблется в огромных пределах: от одного-двух лет до 10.
Указать заблаговременно, через сколько лет придется перезаливать вкладыши подшипников, и найти тем срок полгого ремонта электродвигателей не представляется вероятным.
Нужно временами 1 раз в год замерять зазоры в подшипниках электродвигателя и, если они возросли до величины, близкой к очень допустимой, предугадывать на последующий год полный ремонт этого электродвигателя. Если зазор возрос за короткий просвет на огромную величину, то капитальный ремонт следует выполнить при наиблежайшей возможности.
Фактически полный ремонт электродвигателей с подшипниками скольжения почти всегда достаточно создавать 1 раз в 3 года и, судя по успешному опыту эксплуатации на ряде электрических станций, еще пореже. По-видимому, для таких электродвигателей целесообразно перебегать на полный ремонт при необходимости и только 1-ый ремонт создавать через год с начала эксплуатации.
При определении периодичности серьезного ремонта электродвигателей с подшипниками качения должны учитываться число часов работы электродвигателя в году и его быстроходность.
Для быстроходных электродвигателей (1 500 и особенно 3 000 об/мин) полный ремонт должен производиться по истечении 8 000 – 10 000 ч работы. При всем этом целенаправлено подшипники, отработавшие при 3 000 об/мин 8 000- 10 000 ч,подменять на новые, если в их даже не будет найдено наружных изъянов.
Ремонт компрессорных электродвигателей
Для электродвигателей со скоростью 1000 об/мин и наименее полный ремонт допустимо создавать 1 раз в 3 года. Подшипники, не имеющие наружных изъянов, в данном случае можно оставлять на последующий срок.
Если в электродвигателе при его работе будут обнаружены недостатки, как, к примеру, утечка масла из подшипника и попадание его на обмотку, либо произойдет забивание каналов вентиляции пылью, грязюкой, что приведет к завышенному нагреву активной стали и обмотки, то полный ремонт должен быть выполнен при первой способности.
Полный ремонт электродвигателей лучше (но не непременно) кооперировать с проведением капитального ремонта основного агрегата (котла, турбины, насоса), к которому эти движки относятся. В данном случае ремонт может быть выполнен в довольно продолжительный срок, без спешки и, как следует, более отменно. Не считая того, при всем этом миниатюризируется число операций по выводу электродвигателей в ремонт, отпадает необходимость в дополнительной центровке электродвигателей с агрегатом.
Для маленьких электродвигателей (мощностью до 100 квт), установленных на ответственных механизмах, полный ремонт довольно создавать 1 раз в 2 – 3 года. Для электродвигателей мощностью до 100 квт, установленных на неответственных агрегатах, полностью допустимо создавать полный ремонт только при обнаружении какого-нибудь недостатка (по мере необходимости).
Текущий ремонт средних и больших электродвигателей следует создавать 1 раз в год.
Для маленьких электродвигателей периодичность текущего ремонта определяется на основании результатов наблюдения за состоянием смазки в подшипниках.
Периодичность обдувки электродвигателей от пыли должна устанавливаться зависимо от критерий их работы.
С. А. Мандрыкин ” Библиотека электромонтера ”
Техническое обслуживание трансформаторных подстанций. Периодичность и нормы испытаний оборудования в соответствии с ПТЭЭП
- Статьи
- Вопрос ответ
- Новости
- Чертежи и опросные листы
- Вебинары
- Калькулятор шины
- Пуско-наладочные работы
- Качество товара, гарантийный срок
Техническое обслуживание – надежный, проверенный временем и экономически выгодный комплекс мер для продления рабочего ресурса всего высоко- и низковольтного электрооборудования в период эксплуатации трансформаторной подстанции.
Правильно выполненное по графику техническое обслуживание – это основа безопасной эксплуатации трансформаторной подстанции, являющейся одним из главных звеньев системы электроснабжения.
Выполнение ТО является одним из условий по оперативному восстановлению электрической схемы в момент аварийной ситуации.
Предназначение технического обслуживания
- Обеспечение надежности схемы электроснабжения потребителей.
- Минимизация простоев потребительских объектов во время перебоев с электроснабжением.
- Предупреждение выхода из строя электрооборудования в результате износа или неправильной эксплуатации с помощью своевременного выполнения ремонта.
- Улучшение качества проведения работ по ремонту при небольших затратах на финансы, время и труд.
При обслуживании комплектных трансформаторных подстанций руководствуются нормами ГОСТ 14695-80. Мощностью от 25 до 2500 кВА на напряжение до 10 кВ.
Состав технического обслуживания трансформаторных подстанций
Важное значение для выполнения ТО оказывает периодический и внеочередной осмотр оперативным персоналом и проведение планового или внеочередного, при необходимости, ремонта.
При выполнении осмотров и ремонтов соблюдают правила безопасности, оговоренные в типовой инструкции по охране труда для электромонтера по обслуживанию подстанций. ТИ Р М-068-2002 и нормами ПТЭЭП (глава 2.2.) и ПТБ (глава 1.3).
Действия по техническому обслуживанию производятся по правилам ПУЭ-7, обозначенным в главе 4.2. 1-4.2.16 Распределительные устройства и подстанции напряжением выше 1 кВ. (дата введения 2003. 11. 01.)
Список приоритетных проверок работоспособного технического состояния электрооборудования подстанции
В перечень входят предваряющие обслуживание визуальные осмотры, которые проводятся в единожды в установленном порядке с выполнением обязательных условий.
Общий список проверок включает:
- Периодический осмотр электрооборудования без вывода из работы и отключения от сети напряжения (периодичность по ПТЭ глава 1.6.).
- Внеочередной осмотр, производится после срабатывания защит при отключении тока КЗ (короткого замыкания). Поверяются ячейки закрытого распредустройства, через которые проходил ток к. з.
- Текущий ремонт выполняют по графику, установленному лицом ответственным за электрохозяйство. Во время ремонта устраняются обнаруженные при осмотрах неисправности. Ремонт производится с соблюдением межотраслевых правил ПТБ и на отключенном и выведенным из работы электрооборудовании.
- Капитальный ремонт проводят по нормам ПТЭ и местным инструкциям.
К ТО относятся аварийно-восстановительные работы, их объем зависит от тяжести и количества повреждений, появившихся во время аварии.
Перечень работ, которым руководствуются при выполнении ТО
Качество ремонтных работ обязательно подтверждается приемо-сдаточными испытаниями, которые выполняют, руководствуясь ГОСТ 50571.16-99 и нормами ПУЭ (глава 1. 8.)
Производство ТО фиксируется записями типа выполненных работ и результатами в эксплуатационных журналах по обслуживанию электрооборудования, актами со списком устраненных дефектов, а также результатами испытаний.
ТО включает надзор за работой электрооборудования, выполнение необходимых регулировок, периодических промывок, очисток и проветриваний помещений.
Таблица 1 — Перечень работ, проводимых в период ТО трансформаторных подстанций.
Периодичность технического обслуживания комплектных трансформаторных подстанций производится согласно ПТЭЭП приведена в главе 1. 6 «Техобслуживание, ремонт, модернизация и реконструкция».
ТО трансформаторных подстанций выполняется в период эксплуатации электрооборудования с соблюдением нормального режима работы. Для этого разрешается использовать перерывы в работе, нерабочие дни и смены.
При проведении ТО по предварительному согласованию с диспетчерскими службами разрешается кратковременное отключение электрооборудования от сети напряжения согласно действующих предписаний.
Существуют два вида ТО – это регламентированное и нерегламентированное техническое обслуживание.
Регламент подразумевает надзор за работой и правильной эксплуатацией оборудования, уход и содержание устройств в исправном состоянии.
Нерегламентированное ТО
Необходимость нерегламентированных ТО возникает после проведения периодических осмотров и проверки, и диагностики состояния электрооборудования. ТО производится с целью устранения дефектов во время кратковременной остановки оборудования.
Нерегламентированное ТО включает:
Выполнение графика работы электрооборудования с целью сохранения непрерывности технических процессов и соблюдения условий использования. Руководствуются заводской инструкцией.
Соблюдение ограничений нагрузки на электрооборудование согласно паспортных сведений, необходимостью наблюдения за отсутствием перегруза, помимо специально оговоренных в инструкциях случаев, например, во время перезапуска.
Соблюдение эксплуатационных технических режимов работы электросетей.
Поддержание уровня охлаждения всей конструкции и отдельных узлов оборудования.
Выполнение порядка остановки и запуска в работу электроустановки с соблюдением инструкции.
Немедленная остановка электрооборудования при возникновении режимов, ведущих к появлению аварийной ситуации, выходу из строя для выполнения мер по обнаружению и ликвидации причин неисправности.
Определение износа и рабочего состояния узлов и отдельных деталей, и элементов механизма.
Проверка внешнего состояния оборудования, степени нагрева поверхности и определения нагрева контактных соединений, а также проверка функциональности систем охлаждения.
Контроль наличия утечек трансформаторного масла и прочих жидкостей, качественного состояния заземлений, пропуска газов в газовом реле трансформатора, состояние теплоизоляции.
Все замеченные нарушения и сведения о проведенном ТО заносятся в «Сменный журнал по учету выявленных дефектов и работ технического обслуживания».
Регламентированное техническое обслуживание
Регламентированное ТО выполняется по графику. Периодичность ТО меньше или равна расписанию выполнению текущего ремонта для плановых работ небольшого объема. (ПУЭ-7 гл. 4.2.)
Длительность ТО производимого по регламенту не более, чем выполнение текущего ремонта небольшой сложности.
Регламентированное ТО выполняется по графику, составленному энергетической службой предприятия или РЭС. Различаются плановые регламентированные ТО, периодические проверки и очередные и внеочередные визуальные осмотры.
Что входит в плановое регламентированное ТО
Плановое ТО в виде отдельных работ действует только для определенного типа оборудования и электросетей ввиду большой трудоемкости, длительности по времени и сложности подготовительных переключений, а также выполнения самих работ.
Техническое обслуживание включает:
Проверку функциональности и регулировку механизмов.
Очистку поверхностей от пыли, грязи и возможных подтеков масла
Протяжку контактных соединений.
Смазывание контактных и прочих трущихся деталей, и соединений.
Продувку оборудования и помещений.
Добавление при утечке трансформаторного масла и смазочных жидкостей.
Плановое ТО помогает выявить дефекты, возникающие при работе и несоответствие эксплуатации и нарушения техники безопасности.
Плановое ТО выявляет предполагаемую длительность ближайшего капитального ремонта, определением состояния электрооборудования.
Дефекты, не нуждающиеся в срочном устранении, заносят в «ремонтный журнал.
Регламентированные ТО включают осмотры оборудования, производимые по плану для оценки работоспособности инженерно-техническим персоналом.
Осмотры включают:
Определение правильности действий оперативного и ремонтного персонала при выполнении ТО и оценки качества и достаточности работ.
Выявление дефектов, вследствие которых возникает внезапный выход оборудования из строя.
Определение работоспособности и степени износа важных узлов и элементов оборудования для выявления задач предстоящего планового ремонта.
Перечень работ по ТО высоковольтного оборудования трансформаторных подстанций выполняется по графику планово-предупредительных ремонтов.
Таблица 2 — Расчет ТО на трансформаторную подстанцию и вводной фидер.
№ | Наименование видов работ | Норма времени/ на единицу операции н /час | Периодичность | Примечание |
1 | Осмотр предохранителей 6кВ | 0,14 | Не реже 1 раза в месяц | |
2 | Проверка целостности и соответствия нагрузкам предохранителей 6кВ | 1,22 | Не реже 1 раза в месяц | |
3 | Проверка соответствия уровня масла температурной отметке в расширителе и отсутствия течи масла трансформаторов | 0,46 | Не реже 1 раза в месяц | |
4 | Проверка состояния кожухов трансформаторов | 0,20 | Не реже 1 раза в месяц | |
5 | Визуальная проверка состояния и крепления коммутационных аппаратов, изоляторов, ошиновок и кабелей | 0,82 | Не реже 1 раза в месяц | |
6 | Проверка наличия и исправности заземляющих проводников (по графику) | 0,57 | Не реже 1 раза в 3 месяца | |
7 | Протирка доступных частей оборудования (по графику) | 0,20 | Не реже 1 раза в 3 месяца | |
8 | Проверка отсутствия перегрева контактных соединений токоведущих частей (по графику, по мере необходимости) | 0,41 | Не реже 1 раза в 3 месяца | |
9 | Протяжка контактных соединений (по графику) | 0,61 | Не реже 1 раза в 3 месяца | |
10 | Осмотры ЛЭП-6кВ выборочные / внеочередные (по графику / по мере необходимости) | 1,5/1,7 | Не реже 1 раза в год | на 1 км |
11 | Проверка состояний бирок на кабеле (по графику) | 0,12 | Не реже 1 раза в 3 месяца | |
12 | Укладка кабеля на кабельные конструкции (по мере необходимости) | 0,53 | Не реже 1 раза в 3 месяца | на 10 м.п. |
13 | Проверка состояния противопожарного инвентаря на подстанциях (по графику, по мере необходимости, комплектация АО «ТТК») | 0,1 | Не реже 1 раза в 3 месяца | |
14 | Проверка наличия, исправности предупредительных плакатов, знаков безопасности и ограждений (по графику, по мере необходимости, комплектация АО «ТТК») | 0,1 | Не реже 1 раза в месяц | |
15 | Проверка наличия и состояния диспетчерских наименований электроустановок (по мере необходимости) | 0,1 | Не реже 1 раза в 3 месяца | |
16 | Проверка наличия, исправности и соответствия ПТЭ и ПОТ РМ защитных средств и сроков их испытаний (комплектация АО «ТТК») | 0,1 | Не реже 1 раза в месяц | |
17 | Проверка наличия и исправности площадок обслуживания, замков и запорных устройств оборудования подстанций (по графику, по мере необходимости) | 0,2 | Не реже 1 раза в 3 месяца | |
18 | Верховой осмотр воздушных линий (по графику / по мере необходимости) | 6,93/6,98 | Не реже 1 раза в год | На участок до границ раздела |
19 | Визуальный осмотра кабельной и линейно-сцепной арматуры, заземляющих спусков на опорах ВЛ (по графику / по мере необходимости) | 0,21/0,4 | Не реже 1 раза в 3 месяца | |
20 | Ведение технической документации | 0,2 | Постоянно | Комплект |
Техническое состояние ПС оценивается в РЭС, который обслуживает данные электрические сети.
При обслуживании комплектных трансформаторных подстанций руководствуются нормами ГОСТ 14695-80. Мощностью от 25 до 2500 кВА на напряжение до 10 кВ.